Петляя по проселочным дорогам Жамбылского района Северо-Казахстанской области, мы внезапно заехали в, казалось бы, совсем опустевшее село Усердное. Дороги заросли, дома почти сгнили, памятник воинам, погибшим на войне — и тот окружен непролазным кустарником. И вдруг мы подъехали к явно жилому дому с большим огородом. А встретил нас улыбчивый дружелюбный паренек, который рассказал, что через 10 лет люди вернутся в села и жизнь будет бить ключом… Петропавловск.news предлагает вам посмотреть на жизнь в сельской местности — глазами людей.
Жизнь в сельской местности в Северо-Казахстанской области сейчас представляет собой полосу препятствий: плохая дорога, отсутствие воды, транспортного сообщения, школ, клубов, а иногда — даже магазинов и почти полное невнимание властей. Из 600 сел области по новым меркам — больше половины можно отнести к бесперспективным. И для сельчан, привыкших к своим насиженным местам остается не такое уж большое количество вариантов для будущего.
Чаще всего люди выбирают вариант «уехать». Но некоторые остаются.
Дядя Володя
После Пресновки я собирался поехать в Сергеевку, но прямого автобуса между этими районными центрами сейчас нет. Постояв полчаса на остановке, я поймал попутку: старичок на Ниве согласился меня довезти до села Архангелка примерно в 40 километрах к югу от Пресновки.
Кстати, те, кто думает, что в наши времена путешествовать на попутках невозможно — сильно ошибаются. Люди часто подвозят попутчиков и денег при этом, как правило, не берут. А уж в сельской местности останавливается почти каждая машина. Не побоялся взять попутчика и дядя Володя Пахоменков.
Сначала водитель молчал, но потом мне все-таки удалось его разговорить. Большая часть его рассказа состоит из сожаления о том, что село развалили. Судя по демографии, это очень близко к истине: от 2100 человек в 1990 году осталось лишь 437 в 2020-м.
К 80-ти годам дяде Володе осталось только вспоминать о том, что раньше его село было огромным, что было хозяйство, трактора, машины, фермы с большим поголовьем свиней, клубы, магазины. Между Пресновкой и Архангелкой летал пассажирский кукурузник и два раза в день ходил автобус, которого теперь нет… А вот ехать из родной деревни уже некуда, да и незачем. Бабку похоронил, а перебираться в город, где живет дочь, точно не хочется: деревенская жизнь в крови.
Кстати, обратите внимание на дорогу, по которой мы едем: эта грунтовка — трасса районного значения, связывающая Пресновку и Сергеевку. На сегодня ее изношенность и потребность в ремонте — 86%.
Вот и остается — лишь вспоминать и сожалеть. В комментариях к этому видео на нашем YouTube канале несколько человек написали о том, как ужасен был СССР, и что нужно забыть прошлое и идти дальше. Но куда идет село, из которого ежедневно навсегда уезжают люди?
Подписывайтесь на наш канал в YouTube, смотрите ток-шоу и новостные эфиры
В программе развития Архангельского сельского округа черным по белому написано: отрицательное сальдо миграции. За год приехало 48 человек, а выбыло 112.
Ужасный СССР с его инфраструктурой остался в прошлом, а будущее Архангелки туманно. Хотя, мы все прекрасно понимаем, что кроется в этом тумане.
К сожалению, прогуляться по самой Архангелке я не успел.
Баян: жить можно
Другой жизненный поворот у жителей соседнего с Архангелкой села Баян. Подвозившие меня до этого населенного пункта Асхат и Евгений рассказали, что в последние три года жизнь заметно повернулась к ним лицом. Связали это с приходом в село ТОО «Ак жер-2010», которое не только дало работу примерно 80 сельчанам Баяна, но и активно участвует в восстановлении инфраструктуры.
Несмотря на то, что и село Баян за последние 20 лет уменьшилось втрое, в последнее время, как сказал Евгений, чемоданных настроений больше нет. Когда-то здесь жили 1,5 тысячи человек, и село было центром Баянаульского сельского округа, сейчас осталось 510 жителей. Но есть мечеть, школа, медпункт, освещение на двух главных улицах.
А главное — есть работа и достойные заработные платы. Асхат на Камазе зарабатывает около 150, а Евгений за посевную заработал 194 тысячи, что по меркам села — очень хорошо. При этом у работников предприятия есть гарантированный социальный пакет, пенсионные взносы.
Жители этого села уже не так сожалеют о прошлом, а стараются смотреть вперед, надеются, что наступившая для них стабильность — это навсегда.
Правда, до полноценного развития, а точнее — восстановления инфраструктуры — еще очень далеко. И Архангелка, и Баян не имеют автобусного сообщения, здесь нет магазинов одежды и обуви, хлеб продается привозной, а проблемы с водой и дорогами кажутся вечными.
Лет через 10 все, кто уехал, вернутся…
А теперь вернемся к тому, с чего я начал этот материал. Село Усердное официально уже не существует. Оно было ликвидировано еще в 2013 году, хотя к тому моменту здесь еще оставалось несколько жилых домов. Сейчас почти ничего не напоминает о том, что когда-то тут жили 350 человек. Разве что памятник воинам, погибшим в Великую Отечественную…
Но есть здесь один жилой дом с огородом, в котором нас встретил Ильгар Мамедов. Этот молодой человек, учитель физкультуры по образованию, выпускник СКГУ, приехал в село, чтобы, несмотря ни на что, жить здесь, развивать хозяйство и ждать, когда все вернутся.
И когда я спросил его, есть ли у села будущее, он с уверенностью сказал, что лет через 10 все, кто уехал, из города — вернутся. Потому что в селе и воздух чище, и жизнь дольше. Если вы посмотрите, как он уверенно это говорит, вы, возможно, и сами в это поверите.
Пока Ильгар живет в соседней Казанке, где у него семья и дом. А в Усердном он строит свой второй дом, держит овец, иногда ходит на рыбалку, занимается спортом и вообще радуется жизни.
Кстати, он не единственный житель Усердного — тут еще два обжитых дома. Так что, возможно, его слова недалеко от истины.
Вот такие разные бывают повороты судьбы у людей, живущих в селе. Кто-то с грустью ностальгирует, кто-то работает, а кто-то с улыбкой ждет, когда люди поймут, что сельская жизнь — самая лучшая.
У вас очень интересные материалы, отличная, читабельная подача! Но — «войны»…
Те кто ругает СССР пусть сравнят как жили в то время и как сейчас.По моему всё очевидно.
Когда вырубят последние деревья в городе и народ начнет задыхаться — обязательно поедут, кто в деревню, а кто и дальше…