Северный Казахстан в общем не испытывал серьезных продовольственных затруднений в эпоху перехода, как некоторые области стран СНГ и Казахстана. Каждый год здесь вызревала в избытке пшеница. Её всегда можно перемолоть в муку, из которой потом можно было выпечь хлеб. По полям еще бродили тучные стада коров и быков, а сельские жители продолжали сбивать сметану и масло.
Однако, вернемся к мясу КРС в жестяных банках, ласково называемых тушенкой, которую выпускали миллионными тиражами в самых различных комбинациях. Отдельно мясом говядины, конины, баранины, свинины, вместе с кашей гречневой, рисовой перловой, гороховой и даже в виде запакованных в железо сосисек и мясных паштетов.
Остается спросить самих себя, почему так много всего было, что хватало даже далеким соседям. А может и сейчас не меньше, только мы об этом не знаем. Внедримся в цифры и факты и попробуем их прокомментировать. Бог с ним с этой промышленностью, кому она нужна. Ну выпускали какие-то утюги и сковородки, железо только переводили. Есть же и более мастеровитые страны, пусть они и обеспечивают мир приспособлениями для домохозяек и тинэйджеров. Сейчас только пальцем щелкни, понаедут отовсюду коммивояжеры со своим товаром, благо в настоящее время не надо товаров с собой возить для демонстрации, а достаточно одного айфона. Все привезут, заведут, запустят, покажут какой агрегат в какую сторону вертится, даже без предоплаты. И еще потом долго будут ездить в гости посматривать, как бы ты ничего не сломал и не испортил.
Другое дело — сельское хозяйство. Как говорится, одной научно-технической революцией сыт не будешь, тем более продуктами этой революции. И хлебом единым тоже не наешься. Не хлебом единым жив человек, но еще и мясом, яйцами, маслом и другими базовыми и необходимыми продуктами питания, включая совсем недоступные. А коммивояжеры очень любят эти продукты, особенно когда айфоны отключают, на время, конечно. Вот здесь Северо-Казахстанская область и могла развернуться бы. Но как то, она медленно поворачивается. Как стыдливая невеста на выданье на чужой свадьбе. Тем не менее, как оказалось и сейчас есть этой области, чем гордиться как продовольственному региону.
Начнем с базового сельскохозяйственного сырья. Это зерно. Сейчас это уже и разнообразные масличные культуры. Как оказалось их любит не только человек в переработанном виде, но еще и его братья меньшие, которые пасутся, мычат, хрюкают и блеют на его пастбищах и в хлевах. Но меньшим братьям повезло гораздо меньше, на то они и меньшие. Они тоже в конечном итоге через серию последовательных перевоплощений оказываются на столе у этого человека в самом разнообразном виде и под самым различным соусом.
Перейдем к цифрам. Северный Казахстан является одним из трех крупнейших зерновых регионов Казахстана вкупе с Акмолинской и Костанайской областями. Каждая из них производит примерно от 20% до четверти от всего казахстанского зерна. В основном, это пшеница и ячмень, в меньшей степени другие культуры, такие как кукуруза, рожь, овес и просо.
В прошлом 2018 году Северо-Казахстанская область выдала 5323,1 тыс. тонн зерна. Это составило 23,3% от всего казахстанского урожая. Для сравнения Акмолинская область получила в этом году 5611,5 тыс. тонн или 24,6%, а Костанайская область — 5225,3 тыс. тонн или 22,9%. Почти поровну. Всего в этом году в Казахстане было собрано 22810 тыс. тонн зерна в бункерном весе (без учета естественной рефакции зерновых).
Стоит отметить, что Северно-Казахстанская область получила сопоставимый урожай с меньшей посевной площади, благодаря более высокой урожайности. То есть продуктивность зерновых посевов на ее полях превысила урожайность в Костанайской области в Акмолинской области примерно в 1,5 раза. Урожайность зерна в Костанайской области — 12,8 центнеров с гектара, а в Акмолинской области — 13 центнеров с гектара. В это же время аграрии Северо-Казахстанской области получили с каждого гектара в среднем 19 центнеров.
Более того, область явно лидировала по производству зерновых культур многие предшествующие годы. Несмотря на сокращение площадей под зерновые культуры согласно программе их диверсификации, Северный Казахстан оставался первым по абсолютному объему производства зерна. Нельзя сказать, что природные условия для посевов, выращивания и уборки стали лучше, чем 20-30 лет назад. Самый важный фактор – человеческий потенциал. Сельскохозяйственные труженики успешно провели трансферт передовых мировых сельскохозяйственных технологий, обзавелись более технологичной и производительной техникой. Да и природную сноровистость, а также смекалку никуда не денешь. И сейчас, то, что раньше называли битвой за урожай, называют просто уборочной кампанией, продолжительность которой сократилась, а эффективность выросла. В итоге хорошие или средние урожаи становятся нормой даже в худшие с точки зрения синоптиков годы.
Именно здесь, в Северо-Казахстанской области вместо пшеницы, ячменя и других зерновых культур стали наиболее активно засевать масличные культуры – подсолнечник, рапс, лен. Во многом причины такой переориентации имеют экономические корни. Маржа от посевов масличных превышает прибыльность традиционных зерновых культур, благодаря, в том числе внешней и внутренней конъектуре. Для сравнения, если в 2017 году под зерно было засеяно 3087,5 тыс. гектаров, то в 2018 году – 2801 тыс. гектаров или минус 286,5 тыс. гектаров. Но зерно все равно остается наиболее ликвидным сельскохозяйственным товаром в регионе. Это показал январь текущего года, когда зерновые трейдеры вывезли из области рекордные объемы зерновых культур.
Все эти три вышеперечисленные области входят полностью или частично в знаменитую евразийскую лесостепную полосу, которая простирается непрерывной полосой от Карпат до Алтая. Тысячелетия эта полоса, богатая разнообразной флорой и фауной являлась естественным коридором для многовековых великих переселений народов. Сочетание ландшафта, природно-климатических условий и состава земли позволяет выращивать на этих землях обильные урожаи зерновых и других культур. Сотни лет по этому маршруту передвигались огромные массы людей и животных в поисках лучшей жизни, новых пастбищ и военной добычи. По этому же пути в начале прошлого века приехали осваивать земли северного Казахстана, южного Урала и Сибири тысячи крестьян из перенаселенных регионов России, во времена так называемых столыпинских реформ. А через полвека в более массовом порядке сюда прибыли знаменитые целинники, качественно преобразив край белых берез.
Если не отвлекаться на ретроспективу, а взглянуть на северный край Казахстана глазами нынешней эпохи, то можно с надеждой отметить, что Северо-Казахстанская область, не смотря на многие трудности, которые ей преподнесла история, остается регионом с огромным потенциалом развития.
Так мы и не дошли до КРС и тушенки из нее. Но все по порядку. У нас есть еще время. Читайте в следующих публикациях.
Ранее: