Страшно представить Петропавловск 30-40 годов. Из крупного торгового центра, каким он был до революции, он превратился в ссыльный, богом забытый городишко, пишет Петропавловск.news — ИА REX-Казахстан. Его жители о свободе могли только мечтать. Каждое необдуманное слово и действие каралось пытками НКВД-шников. А людей, как скот, расстреливали и ссылали в лагеря по «наряду»…
Детали этих времён стали придаваться огласке после снятия железного занавеса. О многих из них мог поведать человек энциклопедических знаний, 36 лет своей жизни посвятивший работе в краеведческом музее Константин Ушков. 30 октября на базе клуба краеведов нашего города в областной библиотеке им. С. Муканова состоялся вечер-портрет в честь 100-летия со дня рождения этого феноменального человека.
На мероприятии были представлены уникальные кадры видеоинтервью с Ушковым, где он рассказывал об этих тяжёлых временах. Гости вечера делились своими воспоминаниями об этом уважаемом человеке, старейшем краеведе, заслуженном работнике культуры КазССР.
Имя Константина Ушкова хорошо знакомо жителям Петропавловска и далеко за его пределами. Он свидетель и участник многих исторических событий, участник Великой Отечественной войны, прошедший фронтовыми дорогами от Ленинграда до Берлина. Награждён многими орденами и медалями.
В 1947 году поступил на работу в краеведческий музей нашего города, почти сразу стал его директором. При его участии были открыты отдел изобразительного искусства и археологии. Собрана огромная археологическая коллекция – более 200 тысяч экспонатов. Она считалась лучшей в Советском Союзе. За создание нового музейного комплекса в 1975 году Ушков был награждён знаком почёта, и ему было присвоено звание заслуженного работника культуры.
На вечере памяти собрались родные, друзья и коллеги Константина Ушкова. Среди них Валентина Кашемирова – экс-директор областной библиотеки им. С. Муканова, Равиль Рязапов – заслуженный агроном РК, почётный гражданин города, краевед Лидия Мелёхина, журналист Раиса Бикмухаметова, член Союза архитекторов Казахстана Александр Листопадний и многие другие. Все они делились своими воспоминаниями о человеке-энциклопедии нашей области.
Лагерь для ссыльных
Журналист местного телевизионного канала Раиса Бикмухаметова в 90-е годы прошлого века работала над циклом документальных фильмов «На исходе века оглянись…» Их героями становились известные люди Петропавловска. Одним из них стал и Константин Сергеевич.
Передача, посвящённая памяти жертв политических репрессий, была выпущена в 1997 году. Журналистка вспоминает, что во время записи волновался даже сам интервьюируемый. Иногда ему было сложно сдержать слёзы.
Уникальные кадры этой передачи могли увидеть гости памятного вечера. Когда упал железный занавес тоталитарного режима и Михаил Горбачёв объявил о гласности, поток публикаций о репрессиях ошеломил дремлющую страну. Появились тысячи объединений, занявшихся этой темой. Константин Сергеевич стоял у истоков общества «Мемориал», его участники изучали документы и архивы того времени.
— Это была страна «ГУЛАГ»: из неё никто не выезжал и не въезжал, — рассказывает Константин Ушков в интервью Раисе Бикмухаметовой. — Те, кому всё-таки удавалось это сделать, приходилось несладко. На них навешивались нелицеприятные ярлыки, они арестовывались, ссылались и даже расстреливались.
По улице Ильинской (ныне Абая) нашего города круглосуточно шли этапы заключённых. В городе размещался этапный лагерь. Он находился на месте, где сейчас располагаются колонии в Заречном посёлке. В 1943 году был организован ещё один лагерь в районе нынешнего психоневрологического диспансера.
В них побывало много выдающихся личностей, внёсших вклад в культурное наследие мира. Среди них Александр Солженицын, Михаил Рисовский, Георгий Фурсе, Александр Семёнов и многие другие. Заключённые в лагере занимались принудительным трудом.
По словам Константина Сергеевича, 158 тысяч человек были расстреляны в годы ВОВ военным трибуналом. Это происходило так:
— Выстраивается полк, выводят человека, который приговорён к высшей мере наказания за то, что струсил, например. Его расстреливали тут же, — рассказывает он.
Расстрельный план
В 1915 году в Петропавловске проживало около 65 тысяч человек. Здесь было семь мечетей, шесть церквей, синагога, строился костёл. В 1937 году не было ни одной мечети, осталась одна церковь. Но появилось пять тюрем!
За два года 1937 и 1938, по данным КГБ, в Петропавловске было расстреляно свыше 4000 человек.
Работали по наряду. Например, на Петропавловск давали цифру восемь тысяч. Из них четыре тысячи нужно было отправить в концлагеря, остальных расстрелять.
— Я не мог в это поверить. Люди же не скот, чтобы их расстреливать по нарядам, — в ужасе признавался Ушков перед объективом камеры.
В районе «Пятого лога» при строительстве дороги через плотину работали бульдозеристы. Это был конец 1970 начало 80 годов. Они обнаружили там массовое захоронение. Рабочие подумали, что натолкнулись на археологическое поселение. На место был вызван Константин Ушков. При изучении на костных останках и черепах были обнаружены дыры, что свидетельствовало о пулевых ранениях. Также было замечено, что на них сохранилась жировая патина. Это говорило о том, что захоронение не раньше 1930 годов. Но, по данным книги Михаила Морозова «Петропавловск – северные ворота Казахстана», последние смертельные приговоры приводились здесь в исполнение в 1918 году.
По данным Константина Ушкова, в 1936 году работники НКВД присмотрели «Пятый лог», как подходящее место для массовых расстрелов в Петропавловске…
Рука помощи
Много лет бок о бок с Константином Ушковым в музее проработала Лидия Мелёхина. Она признаётся, что такого директора у музея никогда не было. Он был требовательным и в тоже время мягким и доброжелательным человеком.
В 1997 году акимат дал задание музею открыть выставку в память жертв политических репрессий. Задача стояла не из лёгких — экспонатов было мало. За помощью Лидия Матвеевна обратилась к Константину Сергеевичу, который в то время уже был на пенсии. Через несколько дней он принёс список ссыльных, который насчитывал более 100 фамилий. Среди них были люди, которым он помогал выжить. Одним из них был украинский художник Георгий Фурсе, сосланный в Петропавловск в 1947 году за участие в выставке в Одессе. Тогда ему был 71 год!
Вместе с воспоминаниями о ссыльных талантах, Ушков принёс рисунки художников Фурсе, Райхенберга и других. Они были подарены директору в качестве благодарности на открытии одной из первых выставок в музее в 1951 году.
Памятная пудреница
После окончания боёв за Берлин, население, не успевшее покинуть город, стало потихоньку выходить из своих укрытий. Жители долгое время находились в подвалах и убежищах. В один из таких дней, проходящему по улице солдату — Константину Ушкову на грудь бросилась молодая француженка. Она навзрыд рыдала и говорила «мерси». Для сентиментальностей не было времени. И она вытащила из своей сумочки изящную пудреницу с пуховкой… Эту вещь Ушковы сохранили как семейную реликвию. Диковинной вещице с интересным механизмом более 70 лет.
В семейном архиве Ушковых также есть уникальное фото 1939 года. На нём изображена польская ссыльная графиня Зофия Ржешёвская, которая была супругой вице-президента Польши. Она была сослана в Петропавловск. Естественно, женщина голубых кровей оказалась совершенно не приспособленной к самостоятельной жизни. Через работников культуры города о ней узнал Константин Сергеевич. Он с друзьями помогал ей выживать: они сажали и выращивали для неё капусту, картофель, помидоры. Если нужны были деньги, то продавали её эксклюзивные наряды — боа из страусиных перьев, жемчужное ожерелье в костюмерную драмтеатра. В 1942 году она выехала в Англию.
Константин Ушков прожил долгую и насыщенную жизнь. Каждый прожитый день он старался быть полезным, откликался на любую просьбу о помощи. Только один раз пожалел, что родился на этот свет… Это было во время войны, когда больше его отряд не выходил из окопов. Нельзя было прекращать огонь. У солдат было истощение первой степени. Все завшивели. Когда Ушкова ранило осколком мины, медсестра на волокуши дотащила его до полевого госпиталя. После операции его перевели в Рыбинск в батальон для выздоравливающих солдат. Там их мыли через день чуть ли не кипятком. Более двух месяцев из пор лезли вши. Но дух этого феноменального человека невозможно было сломить ничем. Отвоевав он вернулся домой, где нашёл себя в музее и был предан делу до конца своих дней.
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск
Улица Ильинская нынче таки Бостандыкская, вначале её и была вроде пересыльная тюрьма…