Четверть века назад, в феврале 1994-го в студии Wisserlord (Амстердам) был записан альбом “Pesnyary The Belarussian folk-rock group 25 years” (или т.н. «Песняры-25»). Двадцать пять лет диску, выпущенному по случаю 25-летия коллектива — чьё творчество по-прежнему востребовано и в этом году отмечает, соответственно, 50-летний юбилей, — факт более чем красноречивый, отмечает ведущий музыкальной рубрики Петропавловск.news.
Однако дополнить вышесказанное небольшими зарисовками из воспоминаний непосредственных участников будет уместно – с целью усилить впечатление. Работоспособность «Песняров» проявилась здесь в очередной раз – материал для диска был записан без перерыва за три предоставленные смены. «Да вы crazy! Вот Элтон Джон, так тот девять месяцев уже пишется. Придёт, кокаина понюхает, скажет, что он сегодня не в форме – и всё, пошёл, день закончился», — шутил звукорежиссер с заморской стороны Ханс Беннекер…(http://vma-pesnyary.com/discograph/cd.php – прим.авт.)
Заданные мной вопросы, в отличие от музыки «Песняров», звучали просто и даже несколько заурядно: «Удалось Хансу Беннекеру вникнуть в суть вашего звучания?» и «Чем для вас памятна данная работа?» Впрочем, ответы, чего следовало ожидать, оказались отнюдь не заурядными…
«Инициатива исходила от представителей минского завода «Горизонт». А поскольку «Горизонт» был связан партнерским отношениями с голландским Philips, они и определили географическое расположение студии. Плохо помню подробности, помню только, что это были четверо суток напряжённой работы с короткими перерывами на сон. Что вызвало немалое удивление инженеров студии, в глазах которых мы выглядели рекордсменами по скорости записи альбома…»
(Виктор Молчанов)
«В 1994 году компания Philips, работающая в Беларуси, предложила «Песнярам» свои услуги, в том числе организацию записи диска. До этого момента песни на СD не писали. Представительство совместного предприятия находилось в Эйндховене. Мы были на Гастролях в Германии, и чтобы сэкономить средства на переезд и прочее, решили ехать прямо из Дортмунда. В этот момент студия была свободна, и мы примерно за 4-5 дней всё записали. То, что мы писались на этой студии — счастливое совпадение и большая удача. Та поездка знаменательная. В ней необычным было всё и об этом можно говорить бесконечно. Особенно это было видно на фоне открытости после железного советского занавеса. А ещё мы были молодые и дерзкие. Это был наш козырь…»
(Александр Катиков)
«Нет, Ханс не вникнул — и не мог, потому что в «Песнярах» были песнярами все, включая звукорежиссера. А он песняром не был. Технически всё делал грамотно, спасибо ему. Но он не знал творчества ансамбля, и мы все иногда подсказывали. К сожалению, времени было мало. Мулявин мне говорил, что хотел бы многое изменить в звучании, но Ханс отверг чьё-либо присутствие на сведении, поскольку в контракте не было ни слова о продюсере с нашей стороны. Последние песни уже записывали с нашим звукорежиссёром, а он (в другой студии) сводил сам записанный материал. На третий день, сведя последнюю песню, зашёл к нам в основную студию и увидел, что мы готовимся записывать ещё одну, «Купалинку». Терпение у него кончилось, ибо нашей работоспособностью он не обладал. Выключил нам микрофон и твёрдо сказал: “Please, fuck off to Minsk!”
Мы собрали свои инструменты, поблагодарили Ханса. Я снял с себя и подарил ему тёплый шерстяной шарфик. Больше всего из нашего альбома, как он сказал, ему понравилось место из песни «Косил Ясь конюшину», где все поют «ла-ла-ла»… Чем лично мне особенно памятна данная работа? Владимир Мулявин предложил записать две мои новые песни. Это было неожиданно, почётно, ответственно и очень волнительно…»
(Олег Аверин)
«Хансу Беннекеру было очень сложно вникнуть в суть звучания «Песняров», он воспитывался на совершенно другой музыке, корни которой лежат в западной культуре — голландской, немецкой, британской. Традиции этих культур практически не пересекаются с традициями восточных славянских культур, что вполне понятно! Я очень хорошо помню, как он говорил в процессе записи: «Я никогда ничего подобного раньше не слышал, но мне это очень нравится, в этом что-то есть!» Он также отмечал высокий профессиональный уровень музыкантов, особенно вокалистов. Беннекер был назначен руководством студии Wisserlord музыкальным продюсером проекта и инженером звукозаписи одновременно. И вот то, что он не смог разобраться до конца в стилистическом направлении «Песняров» (писались мы очень быстро, всего четыре дня!) — это сыграло в итоге положительную роль. Многие ценители и знатоки творчества ансамбля отмечают очень естественный, живой, проникающий в самую душу звук, необработанный всякими «улучшайзерами» в виде многочисленных спецэффектов, которые были в наборе оборудования этой супер-студии!
Этот диск, к слову, сейчас абсолютнейший раритет, у коллекционеров пользуется огромным спросом! Ведь тираж был совсем небольшим. Музыкальный материал альбома не прошёл финальную обработку под названием «мастеринг» (приведение звучания к стандарту CD-DISK). В итоге мы получили абсолютно честный звук группы на тот период времени, без всякой аппаратной студийной «химии». Как говорят западные музыканты – “Live in Studio”! По такой технологии в основном пишутся виниловые диски, для максимальной передачи без искажений динамического и частотного диапазона.
Общий язык с Хансом Беннекером был найден сразу, он оказался очень приятным и интеллигентным человеком. Для меня как звукорежиссёра эта запись стала колоссальной профессиональной вехой в моей биографии, я приобрёл бесценный опыт работы с высококлассным оборудованием, увидел, как организован рабочий процесс в лучшей студии Западной Европы. А то, что студия Wisserlord лучшая -неоспоримый факт. Она и в настоящее время самая авторитетная и легендарная, как Abbey Road в Лондоне. Нам всем очень повезло, что мы там записывались, такое никогда не забудешь!»
(Александр Попроцкий)
Фото на сайте http://sssrviapesni.info/index.html
Браво! Браво! Браво!. Имею честь обладать таким СД.,под номером 001.Дзякуй за все i усiм.
Благодарим и Вас за внимание!