«Камерная эстрада» — так определяет направление коллектива солистка и директор трио «Меридиан», заслуженная артистка РФ Надежда Лукашевич. Что касается меня, то честное слово, я в данном случае не рискую углубляться в жанровые и стилевые рамки. Трудно провести какую – либо «параллель» к «Меридиану», так как очевидно, что явление это абсолютно уникальное. Но совершенно точно можно сказать — по сей день востребованное творчество ансамбля является наилучшим доказательством того, что далеко не вся наша публика такая уж глупая и примитивная, какой ее хотят показать те, кто слишком назойливо предлагает ей продукт второго, а то и третьего сорта…
Вот уже на протяжении 14 лет трио «Меридиан» продолжает творческую деятельность в обновленном составе с новым участником Алексеем Подшиваловым (пение, гитара, саксофон), в 1999 году пришедшим на смену основателю Владимиру Ситанову. Яркие, нестандартные аранжировки по–прежнему украшают гитара и вокал заслуженного артиста РФ Николая Сметанина, осуществляющего также музыкальное руководство. И, конечно же, Надежда Лукашевич – долгожданная и всегда желанная гостья нашей рубрики «Интернет – интервью». Как и её коллеги…
-Надежда Павловна, скажите пожалуйста, сразу ли ваш коллектив нашел то звучание, которое мы узнаем по первым тактам, или это был результат долгих поисков?
— Это индивидуальные тембральные особенности голоса, аранжировки, репертуар, но это и огромный труд, притирка разнородных голосов, это умение найти способ выразить одно и то же чувство трём абсолютно разным людям. Как говорится, талант и труд всё перетрут. О как!
— Коллективная работа над аранжировками – какое место она занимает в творческом процессе?
— Конечно, работа над произведением аранжировщика Николая Сметанина, музыкального руководителя «Меридиана», первична. Дальше начинается работа коллектива: и трактовка, и нюансировка, и оттачивание, и споры о том, как должна звучать песня в конечном варианте. Многое меняется во время репетиций.
-Из репертуара «Битлз» «Меридиан» исполнял “ Because”, но, если не ошибаюсь, был подготовлен целый цикл битловских песен, который пока не звучал на сцене…
— «Because» — одна из первых исполненных «Меридианом» песен «Beatles». Изменились обстоятельства, и цикл не был реализован.
— Одним из двух произведений, прозвучавших в финале «Песни года – 83», был «Романс морских офицеров» из «Юноны» и «Авось». Когда смотришь повтор, складывается ощущение, что ваш выход был объявлен ведущим с особой интонацией, и аплодисменты раздались особенные. Учитывая, что тогда Алексей Рыбников был опальным композитором, были трудности с прохождением в эфир?
— Трудностей не было. Все музыкальные редакторы ЦТ уже были знакомы и заинтересованы творчеством Рыбникова. И еще – «Меридиан» никогда не был скандальным коллективом. Мы пели и не задумывались, что это нельзя. Как настроишься, так и получится. Но… записали две песни, на всякий случай. Слава Богу, прошли обе.
— Как и «Последняя поэма» была исполнена вами задолго до выхода фильма «Вам и не снилось», так и «Романс» вы спели еще до того, как спектакль «Юнона» и «Авось» был поставлен. Расскажите, пожалуйста, о том, как это случилось.
— Была почти случайная встреча с Алексеем Рыбниковым в Союзе композиторов. Понравились друг другу. Он показал нам свою студийную запись оперы «Юнона» и «Авось». Мы выбрали «Романс», вскоре спели в нашей аранжировке, кое-что поправили по просьбе автора, стали петь это произведение на гастролях по всей стране и за границей. Тогда еще зрители писали письма на ТВ, и эти письма тоже сыграли свою роль. Так мы и попали на «Песню года».
— Репертуар вашего ансамбля необычайно многогранен. Казалось бы, что общего у «Меридиана» с жанром приключенческого боевика, однако «Любовь, не покидай меня» настолько органично вписалась в фильм «Медный ангел», что даже его содержание, на мой взгляд, стало более философским. Микаэл Таривердиев писал ее специально для картины?
— Мы благодарны Микаэлу Леоновичу Таривердиеву не только за ту роль, которую он сыграл в нашей жизни, но и за то, что он привел нас в кино. Первая огромная по объему музыкального материала работа была в фильме «Предчувствие любви», где мы записали вокал и инструментальную музыку. Затем – песни для фильма «Ученик лекаря», «Медный ангел»… Потом был телевизионный фильм «Город над головой» — работа с композитором Эдуардом Колмановским, и т.д. Песня «Любовь, не покидай меня» была написана Таривердиевым для фильма «Медный ангел», и мы ее туда записали. Она вошла в «Песню-84».
— Помимо серьезной музыкально – поэтической основы, «Меридиан» — это всегда безупречный вокал. На кого Вы всегда ориентировались в этой области? У кого, если можно так выразиться, учились заочно?
— Я училась вокалу не только «заочно». Пела с детства и занималась с замечательными педагогами по вокалу, еще школьницей, в городе Пятигорске, это мой город детства и юности. А затем – Ивановское музыкальное училище, уже после окончания химико-технологического института. Слушала больше классику. Николай Сметанин и Владимир Ситанов ориентировались на звучание «Битлз» и иже с ними. Наверное, это заметно по звучанию гитар, аранжировкам, гармониям.
— Какова степень осовременивания музыкального материала, которую может себе позволить трио «Меридиан»?
— С появлением нового участника трио Алексея Подшивалова, который пришел в коллектив после ухода из жизни Володи Ситанова, у нас в аранжировках зазвучал новый инструмент – саксофон. Мы стали в некоторых песнях использовать минусом оркестровые фонограммы. Но в рэп мы, конечно, не пойдём, там петь нечего.