Возникновение и становление Electric Light Orchestra – тема нового выпуска из цикла, посвящённого уникальному коллективу Джеффа Линна. Фрагменты статьи о творческой биографии ELO – в переводе музыкального обозревателя Петропавловск.news.
Стоило группе стать широко популярной, и критики принялись упрекать их музыку в напыщенности и претенциозности. Но на каждом альбомном треке, который иногда мог оказаться слегка затянутым, было и несколько мгновенно запоминающихся мелодий с безошибочно узнаваемыми «крючками», и лаконичных, сияющих мастерством чудес. В то время как некоторые создавали искусство беззастенчивой коммерциализации, другие рисковали, бросая вызов статус-кво с дальновидной смелостью.
В 1965-м пятеро ушедших из нескольких групп объединились, чтобы сформировать The Move. Получив шанс, Рой Вуд (гитара, вокал), Бив Бивэн (ударные, вокал), Карл Уйэн (вокал), Тревор Бёртон (гитара, бас, вокал) и Эйс Кеффорд (бас, гитара, вокал) начали работу над серией блестящих синглов, сочетавших ярко выраженную коммерческую поп-чувствительность с дико изобретательными музыкальными стилями и – казалось бы – вымытыми кислотой текстами. Вскоре после создания The Move началась ещё одна местная музыкальная карьера, когда бирмингемский певец и гитарист Джефф Линн присоединился к уже существующей группе Роя Вуда. Мечта молодого рокера осуществилась. «Майк Шеридан и The Nightriders были моей любимой группой,- вспоминал Линн. – Они играли недалеко от того места, где я жил. Обычно я задерживался после концерта, и лид-гитарист, Большой Эл, показывал мне риффы». Синглом позже The Nightriders (уже не под руководством Майка Шеридана) стали The Idle Race, и талантливый 18-летний парень получил свой первый шанс проявить творческий потенциал. Помимо способности писать и исполнять в искусной пост-битловской идиоме, Линн продемонстрировал первые признаки пожизненного увлечения студийной техникой.
Несмотря на различные степени успеха, участники The Move и The Idle Race подружились. Дабы записать демо для “Blackberry Way”, Вуд использовал кассетную деку Линна Bang & Olufsen – которая тогда всё ещё находилась в доме его родителей. Линн был приглашён заменить Тревора Бёртона в The Move в 1969-м. Однако Джефф отказался, предпочитая свободу своей маленькой команды.
Несмотря на это решение, The Move Линну были интересны. Испытывая глубокое влияние The Beatles (особо вдохновлённый струнными аранжировками Джорджа Мартина в “I Am The Walrus” и “Strawberry Fields Forever”), он лелеял мечту – и был не одинок. «С Роем Вудом мы вместе ходили в паб,- рассказывал Линн. – The Move уже были знаменитыми, но он по-прежнему жил в Бирмингеме, примерно в миле от меня. И году в 1969-м мы впервые заговорили о том, что хорошо было бы заиметь струнную секцию в группе».
К 1969 году Procol Harum, The Moody Blues, The Nice и даже Deep Purple уже экспериментировали с элементами классики. Однако идея концертирующей рок-команды, имеющей в составе струнников, всё ещё являлась новаторской.
«Если бы это зависело от Джеффа и меня, мы бы сформировали ELO сразу же. Бив с самого начала не был уверен в идее создания ELO и призывал нас продолжать с The Move, т.к. требовались финансы»
(Рой Вуд)
Успешно сохраняя The Move в качестве хит-машины, Линн, Вуд и Бивэн провели большую часть 1971-го в лондонской студии, кропотливо создавая первый альбом ELO: авантюрное столкновение стилей поп, рок и барокко,- с серьёзными оркестровыми пассажами, а также вокальной секцией, напоминавшей The Move.
Первые робкие шаги ELO не представляли собой ни малейшего намёка на появление группы со сказочным будущим. Несмотря на выдающиеся таланты и усилия, приложенные для воплощения в высшей степени жизнеспособной концепции, тур прошёл в беспорядке. «Сложно толком сказать, на что были похожи некоторые из тех ранних выступлений,- сетовал Вуд. – Не было никакого надлежащего способа усилить инструменты. Мы покупали контактные микрофоны и глушили их в районе бриджа виолончели. Приходилось страдать от обратной связи, и виолончели не могли звучать так громко, как нам хотелось». Саунд, как иронично отметил Рой, оставлял желать лучшего…
Группа мелькнула в Top of The Pops (небрежно отвратительные Уилф Гибсон и роуди в свинячьих масках сошли за виолончелистов), а затем, после короткого тура по Италии и случившейся в студии ссоры с Линном, Вуд ушёл, забрав с собой Макдауэла и Ханта. В то время как он начал репетировать с новой группой Wizzard (пытаясь концептуально превзойти ELO с помощью саксофонов и виолончели), Линн и Бивэн приступили к восстановлению ELO. Хотя из этого ничего не вышло, The Move на данном этапе всё ещё считались жизнеспособным проектом,- поскольку в составе оставался экс-участник ELO Вуд…
Ричард Тэнди остался, переключившись исключительно на клавишные (включая Moog, заметную особенность звучания новой группы,- каковой являлся и скрипач Уилф Гибсон). К ELO присоединились басист Майкл Де Альбукерке, а также виолончелисты Майк Эдвардс и Колин Уокер. Восстановленный коллектив, во главе которого теперь твёрдо стоял Линн в качестве единственного автора песен, вокалиста, продюсера, гитариста – и лидера – дебютировал на фестивале в Рединге 12 августа 1972-го, и быстро погрузился в запись нового альбома… (Поворотным же моментом стал выход четвёртого диска “Eldorado” в 1974-м, примеч. перев.).
ELO достиг гораздо большего, чем могли себе представить его дальновидные создатели. Из семян диковинной музыкальной концепции, без гарантии коммерческого успеха, благодаря творчеству и усердию группа завоевала огромную аудиторию по всему миру. На протяжении выхода одиннадцати разнообразных альбомов ELO удавалось сохранять сразу узнаваемое звучание с неоспоримой броской привлекательностью.
Самобытная, привлекательная, предприимчивая – чего ещё можно желать от поп-группы? Наследие The Electric Light Orchestra сияет ярко…
Айра Роббинс
Примечание
Начиная с альбома “On the Third Day” (1973), определённый артикль The в названии группы опускается.