Продолжая перечитывать редакционную почту разных лет, вновь вспоминаем дуэт гитаристов Los Brillantes, отмечает обозреватель Петропавловск.news.
«Здравствуйте, Дмитрий!
Меня зовут Николай Ульянов. Я из Москвы, живу в Испании 25 лет и с 1997 г. знаком с Даниелем Баррера. В 1998 г. в московском журнале «ГитаристЪ» (на обложке Фраучи) вышла моя статья о нём. Позднее, в 2001-2002, мы с ним сотрудничали в группе «Cuerdas de Oro» и записали один СD полностью и ещё несколько тем.
Потом Даниель покинул группу из-за обострившихся хронических болезней. У себя дома он продолжал записываться, но уже только на электрогитаре и в довольно труднодоступном аргентино-джазовом стиле. Через несколько лет у него случился инсульт. Парализовало всю левую сторону. С тех пор он инвалид. Сейчас он с трудом, но ходит, но на гитаре больше не играет.
Мы с ним до сих пор поддерживаем отношения.
Я думаю, он будет рад, что его до сих пор помнят в России…
А я был на том концерте в Зале Чайковского в 1979 г. Мне тогда было 11 лет.
С его дядей Рене я не знаком. Знаю только, что он живёт в Мадриде. Они перестали играть вместе после долголетней работы на корабле (круизере). (Наверное, устали друг от друга и повздорили из-за какой-нибудь ерунды. Может быть, я и ошибаюсь.) Даниель с тех пор живёт в Каталунии в 60 км. от Барселоны. Иногда Даниель бывает в Мадриде и встречается там с Рене, со своим братом и с матерью (бывшей певицей).
И если кто-то до сих пор играет и записывает их репертуар, он будет рад узнать об этом».
(24.06.2018)
«Рене, дядя Даниеля, умер полтора года назад (прямо перед Рождеством). Даниель жив, но последствия от инсульта у него так и не прошли. Левая рука почти не поднимается и ходит он с трудом. На гитаре он уже давно не играет, но довольно часто публикует свои посты в FB: Daniel Maximo Barrera Farías».
(11.08.2023)
«Вчера я разговаривал с Даниелем. Он сейчас в Мадриде, был несколько дней в больнице с проблемами поджелудочной железы. Его сейчас выпустили в ожидании операции. Он сейчас вместе со своей матерью (в прошлом известной в Аргентине певицей), ей уже 97 лет. Он очень сожалеет, что больше не может заниматься музыкой и надеется, что его музыка будет жить в нашем исполнении…»
(14.08.2023)
Так началось знакомство с Николаем Ульяновым. Что послужило поводом узнать о сотрудничестве с Даниелем Баррера более подробно…
— Как познакомился с Даниелем, я писал подробно в журнале «Гитарист». А потом, в 1999, я переехал с Costa Brava в Барселону, — рассказывает Николай Ульянов. — В 2000 у меня образовался там сначала дуэт со скрипачом «Cuerdas de Oro» (золотые струны). Мы быстро записали CD с классической музыкой. Играли в основном на пешеходных улицах и площадях. Так совпало, что сменился мэр города и уличную игру «регламентировали», то есть, по сути, запретили. Сначала конфисковывали усилители, потом CD’s, а потом повесили табличку, что музыка может звучать только по субботам с 11 до 13, с 18 до 20 и в воскресенье с 11 до 13. Уже в первую же субботу в 13:30 у нас конфисковали инструменты и в понедельник, после уплаты штрафов и получения наших инструментов мы сели на машину и уехали на юг, в Андалусию. Туда новые общеевропейские правила не доходили ещё лет 15. Там (в Гранаде) у нас сразу пошли дела. Мы очень быстро записали следующий CD с испанской музыкой. Успех и заработки были потрясающими!
Если Барселона и Мадрид были уже избалованы хорошими профессиональными музыкантами, играющими на улице, то для Андалусии это было нонсенсом. Имея горький опыт полицейских гонений в Барселоне, в Андалусии я первым делом шёл в Аюнтамьенто (мэрию) и просил выдать нам разрешение на уличную игру. На меня во всех крупных и мелких городках смотрели с удивлением, потому что их никто никогда об этом раньше не просил. С этими разрешениями открывался зелёный свет. Мы садились играть в самый центр любого города (Севилья, Ко́рдоба, Гранада, Ка́дис) и играли без препятствий полиции. В конце первого сезона мы купили самую топовую аппаратуру Macky по 450 w на канал, вышку со «светом», тент от солнца и бензиновый генератор. Выступали мы в униформе от Burbary. С такой экипировкой полицейские уже даже к нам не подходили, думая, что это концерт от мэрии. Нас часто спрашивали, откуда мы, и просили сыграть что-то русское. В начале 2001 года я пригласил примкнуть к нам одного белорусского балалаечника, и мы записали новый СD с русским репертуаром, который, кстати, продавался хуже всех. Но зато у нас начались серьёзные концерты. Так прошли 2000-2001 годы. В начале 2002 я пригласил к нам в группу Даниеля Баррера.
Даниель Баррера (как всем, читавшим мою статью в журнале «Гитаристъ», известно) играл в лучших залах многих стран, жил, в том числе и в Японии (12 лет), в лучших отелях, питался в лучших ресторанах, перемещался большей частью на такси… Но это всё, к сожалению, осталось в прошлом. Когда я с ним встретился в 2002 году, пригласил его поужинать в хороший ресторан, я даже не мог представить, как запущена его финансовая ситуация. В варьете, где мы с ним познакомились, год от года дела шли всё хуже, и уже несколько месяцев почти не было клиентов, а платили ему сдельно. Его с женой (которая была светской дамой и никогда не работала) буквально уже выселяли на улицу за накопившиеся долги по ипотеке. Это был критический момент в его жизни. Когда я предложил ему работу и положил на стол 3000 € как аванс, он заплакал…
На момент включения Даниеля наша группа «Cuerdas de Oro» (Золотые Струны) состояла из гитары, скрипки и балалайки. Состав довольно необычный, если не сказать, странный. Дело в том, что мне в Испании, особо, выбирать почти ничего не приходилось. Немного перефразируя известную фразу из фильма: «Музыкой занимаются или аристократы, или дегенераты». «Аристократы» паря́т слишком высоко, а с дегенератами самому не хочется иметь дело. Когда случайно встречаешь толкового музыканта свободного от работы по хорошему контракту, хлебнувшего большим половником борьбы за выживание, то возникает желание объединить усилия, и если нет сильных личных противоречий, то происходит сотрудничество. Наш скрипач был из Молдавии. Балалаечник — из Белоруссии. Все трое с консерваторскими образованиями, но чётко представлявшими, что широкой публике на это наплевать. Даниель же — просто гениальный слухач и импровизатор, очень рано взлетевший на вершину славы в Аргентине, Европе, Японии, но совершенно ничего не играющий по нотам… (Первое, классическое отделение концерта в Москве в Зале Чайковского они с его дядей Рене должны были выучить специально. Это было обязательным условием, но оно потребовало неимоверных усилий со стороны Даниеля). И вот теперь оказавшись среди нас ему приходится влиться в наш репертуар, а нам в его. Надо сказать, что некоторые вещи (Арию Баха D-dur, Adagio Альбинони и пр. классику он так и не освоил (или не хотел видоизменять). Просто молча вставал и отходил от нас во время исполнения. Но во время исполнения испанского или латиноамериканского репертуара он просто блистал как брильянт! Техника и чистота пассажей, фразировка тем, искромётность и оригинальность импровизаций — были просто превосходными! За это мы его очень любили и уважали. Любопытно, что его манера говорить тоже была, как будто бы, скороговоркой на повышенной скорости и его голос обладал удивительным по красоте тембром. Он, кстати, прекрасно пел в компаниях и в том варьете «Cabra D’0r», где я с ним познакомился.
Как-то я спросил его: «Как Вы это делаете? Как Вам это удаётся? (Без подготовки играть сложнейшую импровизацию без единой помарки). Он мне отвечал: «Не спрашивай, я сам не знаю». Я уверен, что каждый из нас (мы уже давно распались) до сих пор его помнит, уважает и любит!
Из редакционной почты (19.10.2023)
Дополнение к рассказу про Даниеля Баррера.
Как я уже писал раньше в журнале «Гитаристъ», с Даниелем мы познакомились на побережье Costa Brava в известном курортном городке «Lloret de Mar». Это примерно в 80 км от Барселоны в сторону Франции. Группа же наша «Cuerdas de Oro» базировалась в Гранаде. Это Андалусия — южная провинция Испании. Несмотря на расстояние больше 1000 км, Даниель приехал к нам на своей машине. (Впоследствии он почти никогда её не использовал, но постоянно держал её в идеальной чистоте). Между моим предложением и его приездом прошло несколько месяцев. Судя по всему, он пытался найти какой-то заработок поближе, но так ничего и не нашёл. (Впоследствии он мне сказал, что мой ангажемент был единственным реальным за несколько лет). Когда он к нам приехал, стоял уже месяц май (2001-го года), туристический сезон шёл уже полным ходом и репетировать было совершенно некогда. Но ему это было и не надо. Он сразу слышал гармонию и никогда не играл мимо. Через несколько дней я уже договорился о записи CD в одной из студий Гранады. Из чисто коммерческих сообщений диск предназначался для пляжных туристов и имел название «En Mediterráneo» (На Средиземноморье).
В скоросоставленном списке репертуара была очень красивая по мелодичности и ритму тема Ж.- М. Серрата с похожим названием (в редком размере на пять четвертей), были греческие Сиртаки (Zorba el Griego), были и несколько латиноамериканских тем:
Вальс «Отъезд» (La partida) из репертуара «Los Brillantes» с вариацией на контрапункте с темой. Три танго: «Choclo», «Celos», «Libertango» Пиацоллы.
Самба «Алфонсина и море». Везде присутствовали импровизационные вставки Даниеля. Он их играл практически сходу. Иногда меняя варианты. Это было гениально!
В планах было записаться как можно быстрее, чтобы было что продавать уже сейчас, а зимой (с ноября) сесть уже записываться основательно. Вся запись вместе со сведением заняла 5 дней. Конечно, мы совершенно не были «сыграны» и какие-то огрехи можно найти, но я уверен, что для всех нас те дни были очень счастливыми, связанными с надеждами на будущее и с дальнейшей творческий работой с большим Маэстро Даниелем.
Сезон у нас прошёл удачно (по заработкам), но за эти несколько месяцев, как я ни старался, рассылая наш диск всевозможным продюсерам, так никто из серьёзных менеджеров нами и не заинтересовался.
К сожалению, осенью здоровье Даниеля начало давать сбои из-за целого букета давних хронических болезней. Он очень мало спал по ночам, днём был утомлён, и в конце концов решил нас покинуть, вернуться в Каталунию. Вскоре у него произойдет инсульт от которого он станет инвалидом и больше не сможет играть на гитаре.
Я ему периодически звоню, рассказываю о своих новостях, поздравляю с праздниками (его день рождения 5.05). Он очень этому радуется, вспоминает наши совместные частые застолья с хорошим вином и с его любимыми толстенными чулетонами (антрекоты чуть ли не по килограмму весом). Мы же радуемся ещё и тем чудесным записям, которые остались с тех времён, когда казалось, что ещё вся жизнь впереди.
Примечание. «Фуга и мистерия» (Астор Пьяццолла) – произведение из репертуара Los Brillantes.