«Autograph collectors: no answer» – такая красноречивая фраза значится на сайте одного из основателей и ведущих представителей Берлинской школы электронной музыки Клауса Шульце. К счастью, знаменитый немецкий композитор и музыкант сделал исключение для газеты «Петропавловск.news» и дал автограф, заодно ответив на несколько вопросов…
— Господин Шульце, Германия является признанным лидером в жанре электронной музыки. Чем Вы можете это объяснить?
— Не знаю, так ли это на самом деле. Но несколько молодых людей здесь, в Берлине и Дюссельдорфе… да, мы начинали все это 40-45 лет назад: Ральф, Флориан, Клаус Дингер, Михаэль Ротер, Крис Франке, я…
— Благодаря «Крафтверк» электронная музыка стала звучать и на дискотеках. Вы относитесь к этому положительно или считаете данный стиль слишком серьезным для этого?
— Моя собственная музыка не танцевальная и, конечно, очень отличается от «Крафтверк». Но я люблю их обоих, и Флориана, и Ральфа, и мне нравится то, что они делали в 70-х.
Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!
— Электроника уже настолько прочно вошла в современную музыку, что сложно говорить об этом жанре в чистом виде. Вы в большей степени за то, что делалось в 70-80-е?
— Форм электронной музыки множество, так же как и много форм джаза. В начале 70-х были немногие, кто делали эту музыку и сражались за нее, а именно: «Крафтверк», «Тэнджерин Дрим» и я. Но с 1978-го инструменты стали намного дешевле, компания «Korg» выбросила на рынок дешевые синтезаторы, другие фирмы сделали то же самое. В результате это неожиданно превратилось в хобби для многих молодых людей, которые сочиняли дома «электронную музыку», с пластинками «Тэнджерин Дрим» или Клауса Шульце в коллекциях и в их головах. Позже пришли компьютеры, стало еще проще заниматься этим направлением. И сегодня большинство из всего этого звучит так же, как и звучит само это слово: дешево. Как обычно, во всех музыкальных жанрах, если МНОГО людей делают что-либо: 45% мусора, 50 % — средний уровень и только 5 % — это хорошо.
— Правда, что Вы сознательно не слушаете Жан-Мишеля Жарра, Вангелиса?
— В 70-х мне нравилось творчество Вангелиса, у меня были все его альбомы. Но вообще, да, та музыка, которую я слушаю и люблю, не имеет ничего общего с моей собственной…
— Что же Вы любите и слушаете?
— Я также люблю J.J. Cale, «FleetwoodMac» или Моцарта, Баха, Вагнера или Майкла Джексона, «TheTemptations» и так далее… Предпочтения меняются. Я не коллекционирую записи и не являюсь поклонником какой-то особенной музыки или какого-то конкретного артиста. Слушаю то, что звучит на радио, что-то нравится, что-то нет.
— Раньше электронная музыка воспринималась как нечто фантастическое, опережающее время. Каким в Вашем понимании должно быть электронное направление XXI века, чтобы опережать свою эпоху?
— Странно: большинство журналистов задают вопрос такого рода. Но я не провидец, не авгур или менталист. Я просто занимаюсь моей музыкой. Это моя профессия и моя радость!
Дмитрий АВДЕЕВ