Я совершенно не против существования в Петропавловске музея-резиденции Абылай хана на месте бывшего военного лазарета Петропавловска. Он гармонично смотрится, имеет глубокое символическое значение и, как говорил Высоцкий: «Какая разница — правда или нет, главное, что история красивая». А сегодня мы поговорим как раз об истории этого здания.
Недавно историк Серик Дюсенов выдвинул отличающуюся от официальной версию. Он считает, что белый дом хана Абылая был именно в том месте, где сейчас стоит музей. По его мнению, есть огромная символичность в том, что здание не параллельно улице, а окна обращены в сторону крепости.
Направление постройки здания, если оно и носило какое-то отношение к улице, видневшейся из окна, было продиктовано тогдашним положением спуска: до появления генплана и строительства улиц в верхнем форштадте из окна «резиденции» можно было бы увидеть глубочайший овраг, начинавшийся там, где сейчас стоит телецентр. Он есть на карте города 1916 года.
Первый генплан Петропавловска был «конфирмован», как тогда говорили, в 1858 году архитектором, которого Тобольский губернатор определил на два города (Ишим и Петропавловск в 1854 году). Оный архитектор и разработал направления улиц, подлежащих застройке. Нанес разметку на карту и определил должную ширину улиц. Иными словами — при постройке лазарета в нагорной части Петропавловска еще никаких улиц не было.
Мало того, «обращенный в сторону крепости» фасад здания, если провести от него перпендикулярную линию, направлен не на крепость, а значительно правее.
Второй довод Серика Атыгаевича — «торжественное здание» могло тянуть как раз на ставку хана.
На наше счастье имеется фотография 1905 года, на которой видно, что здание никакой торжественности во внешнем облике не имеет. Построено оно в строгой манере очень свойственной для тех времен.
С тем же успехом можно было бы назвать «торжественным» здание Тюремного замка, выстроенного в идентичной манере в 1865 году. Кстати, стоял этот замок до 1970-х годов на месте домов №18-№30 в Рижском переулке, недалеко от бензозаправки.
Вот так, кстати, выглядело «торжественное» здание лазарета внутри перед началом реконструкции.
Для большего эффекта стоит посмотреть на стиль постройки омской гаупвахты, построенной в 1781-1785 годах. Здесь тоже можно увидеть «торжественное здание». Можно, кстати, заметить абсолютную схожесть стилей: нижний этаж с низким потолком, верхний — с увеличенным, высокие узкие окна, центральный портал с возвышением карниза, трубы на крыше. Стиль строительства был явно одинаковым, общим для казенных зданий того времени. Именно для казенных, потому что стиль торжественных зданий был другим.
Третье: необожженный кирпич.
Вот фотография 2003 года.
Момент начала уборки мусора, расчистки помещений и выравнивания площадки: под осыпающейся штукатуркой совершенно обычный красный кирпич, свойственный постройкам того времени.
Четвертое: предназначение здания.
Совершенно точно известно, что каменные казармы на берегу Ишима выстроены к 1825 году и строились они около 4 лет. Каменный военный лазарет, на который ушло 5 лет, открыт в 1829 году. И только после этого инспекция военного ведомства признала крепость святого Петра третьеклассной.
«Военно-статистическое обозрение Российской империи» в 17 томах имеет подробное описание всех крепостей того времени. Последний, 17-й том этого уникального документа был издан в 1849 году. На 87 странице этого документа указано, что «Петропавловский батальонный лазарет» рассчитан на 28 мест чинов обоего статуса. Больше, на 260 человек — только в Омске.
В том же обозрении указано, что в Петропавловске 8 казенных каменных зданий и 3 обывательских каменных здания. Под казенными зданиями понимались полицейский участок, казармы, дом коменданта крепости, тюрьма, военный лазарет.
Ну, а теперь немного о составе «резиденции».
Имеется письмо генерал-майора Девица, начальника гарнизона Петропавловской крепости рапортовал командиру Сибирского корпуса Шпрингеру, о том, что «… Абылай Салтан своего родного сына Бури Салтана с четырнадцатью человеками киргизцев ко мне в крепость Святого Петра прислал, напротив которой и требуется строительство…». Датируется оно 1 мая 1765 года. Уже через 4 месяца, 9 сентября того же года Девиц рапортует Шпрингеру о завершении строительства. А 25 октября прилагает список построенного:
«План вновь построенного Киргис-Кайсацкой Средней Орды Абылай Салтанового дома. А что именно значится под сим:
1. Покои Абылай Салтана.
2. Канцелярия.
3. Баня.
4. Дом для приезжающих киргис-кайсацких старшин к Абылай Салтановых покою».
Можно ли построить за 4 месяца 4 каменных дома, в том числе двухэтажное здание из кирпича с метровыми стенами? Очевидно, нет. Постройки были деревянными.
Примечательно, что эта переписка была «найдена» лишь в 2003 году. Когда и зашевелилась стройка. Совпадение?
В книге В. Я. Басина «Россия и казахские ханства в XVI–XVIII вв», изданной в 1971 году пишет о том, что для Абылая был построен деревянный дом на берегу реки Ишим. Автор, между прочим, — академик Академии наук Казахской ССР, историк института истории.
Пятое: необходимость постройки резиденции.
В 1765 году Абылай хан не был главой всего Казахского Ханства и не был главой жуза. Он был одним из султанов Среднего жуза и подданным Российской империи.
И, между прочим, в 1765 году совершил поход против киргизов, отношения с которыми в последующие годы так обострились, что в 1770-м году он совершил еще один поход против киргизов в долины Или и Шу. И так продолжалось до 1779 года. Когда и зачем султану нужно было ехать на север страны в такое сложное время?
Ханом Среднего жуза и ханом Казахского ханства он стал лишь в 1771 году.
По степным законам того времени наличие постоянного жилья или «зимовки» давали преимущество на пользование землями, к тому же вблизи крепости, где была такая бойкая торговля на ярмарке именно Абылай хан мог курировать меновой торг. Поэтому и просил о строительстве «зимнего дома» в 7 верстах от речки Колчакты, тем самым застолбив себе место. Как вы знаете, речки Колчакты в створе улицы Карима Сутюшева нет и не было. А сейчас некоторые историки пишут, что это именно Абылай хан разрешил строительство крепости святого Петра в своих владениях.
А почему не рядом с крепостью? Потому что существовала буферная зона в 15 верст, ближе которых селиться было запрещено. Иначе весь смысл постройки Горькой линии в 1752 году был равен нулю.
Военная коллегия отрядила на строительство городка для Абылая 20 плотников, которые и возвели указанные в письме Девица Шпрингеру 4 строения.
Все это нисколько не умаляет роли Абылай хана в истории страны. Это очень достойный государственный деятель и безусловно никому не помешает «музей-резиденция» в бывшем лазарете. Слава правителя не станет меньше от того, что его резиденция была в четырех (по одним источникам) или в 15 (по другим) верстах вверх по течению от крепости. Наоборот — есть еще над чем работать. Возможно, историки еще найдут настоящие останки резиденции — будь-то возвышение у мельницы Полякова или высокий берег у аула Байтерек.
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск
Все манипуляции историей от мании величия и по сути предмет для работы психиатрии.
И, между прочим, в 1765 году совершил поход против киргизов, отношения с которыми в последующие годы так обострились, что в 1970-м году он совершил еще один поход против киргизов в долины Или и Шу.
——————-
Скорей всего имелось в виду 1770-м году, а не 1970-м.
Не думаю, что место расположения музея-резиденции должно совпадать с местом расположения ставки Главное, что музей есть. Это наша гордость, достопримечательность любимого города. Спасибо огромное за информацию. Также читала, что ставка была на Вороньем острове, который славится аномальными участками, и там можно легко заблудиться. Сама однажды блуждала)) Хотелось бы больше узнавать про наши родные места!
История как наука больше всех др.НАУК п о л и т и з и р о в а н а. По сути советская подача истории была КЛАССОВОЙ, т.е. защищала позицию ПРОЛЕТАРИАТА и «чмурила» феадалов, помещиков, капиталистов. Сегодняшняя История носит национальный оттенок, т.е. проснулось национальное самосознание и давай пересматривать историю!!! И поперла у каждого своя ПРАВДА: украинская, латышская, грузинская и ясное дело — казахская. Порой как прочту труд какого-то земляка и нос до потолка: айда казахи! Где только нас не носило и в чьих только жилах наши гены и кровь!!?? Может и так? Генетика — наука против которой не попрешь! Там сплошные цифры и математика, т.е. точная наука. Отсюда моё предложение:
по Резиденции Абылай хана применить ещё одну точную науку как ХИМИЯ, произвести спектральный анализ кирпича, фундамента, брёвен и всё по срокам давности и возрасту стройматериалов станет на свои места. А все аргументы из архивов это не факт. Летописцы тоже вполне могли исполнять чей то заказ, допускали очковтирательство, чтобы списать казну или выбить побольше казны… И в наши дни КАЗНА не исключение. Она МАЯК прогресса и всех инициатив. Вся затея по Резиденции помню началась при Таире Мансурове, а это значит нельзя исключать и личные амбиции 1- го руководителя региона, выделение огромных финансов и их освоение своими людьми через проекты, подряды, стройматериалы и т.д. В наваре остались и персоны и общество! Однако ИСТИНА дороже! Надеюсь мои внуки ее познают.
Есть два известных документа поощрения Абылай хана. Один — о строительстве «избы»(так в оригинале, хотя понятно, что это просто термин того времени) далеко от крепости. Второй — о предоставлении права (собственной площадки) беспошлинной торговли при петропавловской ярмарке. В оригинале площадка эта именуется «ставОк». Возможно здесь и кроется происхождение фразы «ставка Абылай хана». Может быть она и была где-то поблизости построенного через 70 лет лазарета.
Интересная статья. В СК Областном архиве есть копии документов полученных их Архива МИД РФ. Это копии переписки Екатерины Второй касательно Султана Абылая, а также План Дома. Документы интересные. Видел, читал. Текст правда написан на старом языке без правил оборота, сложно читать но понять можно. Дом действительно был и строился Он как один из инструмент геополитического влияния того времени. Но стоял Он предположительно в Северном Казахстане на стыке СКО и нынешней Акмолинской области. И речка Кылшакты сегодня там же протекает. Нынешний Дом Музей — это Память. И как нельзя лучше подходит для увековечения нашей общей Истории.