На сайте проводятся технические работы


Попробуйте зайти позже

Региональный информационный портал

Исчезнувшие церкви Северного Казахстана

В конце прошлого года мы писали о том, что в селе Новорыбинка Жамбылского района Северо-Казахстанской области предприниматель выкупил церковь, чтобы восстановить ее. И тогда в памяти всплыли другие церкви, уже давно переставшие существовать в реальности, но пока еще живые в рассказах стариков и на фотографиях. Вот именно их сегодня и покажет Петропавловск.news.

На севере Казахстана много церквей. Но по-настоящему старинных осталось, по большому счету, три: церковь Ильи Пророка в Лебяжьем (построена в 1826 году), собор святых Петра и Павла в Петропавловске (первое здание построено в 1803 году, перестроена с 1813 по 1822 годы) и храм Всех Святых в центре города построен в 1894 году. Сюда еще можно отнести церковь в селе Чистополье, построенную в 1914 году, частично разрушенную в советское время и восстановленную в конце 20-го века. Остальные — либо уже перестали существовать, либо находятся на грани исчезновения. И если о церквях и храмах Петропавловска известно более или менее достаточно, то об утраченных сельских церквях — очень мало.

Медвежка и Полтавка

Редут Медвежий был построен в 1752 году как часть укреплений Горькой линии. А в середине 19-го века в селе уже была церковно-приходская школа, которая с постройкой станции Булаево переместилась именно туда. В Медвежке в 1905 году построили молитвенный дом, а потом расширили его до размеров церкви, которую вы и видите на фотографии 1908 года: церковь Казанской иконы Божьей Матери.

К 1914 году в Медвежке проживали 928 человек: очень большое село по меркам того времени. Были в селе три мельницы.

«При церкви имеется порядочный певческий хор под управлением местного псаломщика. Земли при церкви нет и таковая будет отведена только тогда, когда приход будет самостоятельным. Для священника имеется общественный деревянный дом, а для псаломщика — нет; взамен квартиры он получает квартирное пособие в количество 42 руб. в год. Жалования причту положено от общества: священнику 200 руб. и псаломщику 100 руб. в год. Капиталов причта нет. Братских доходов бывает за год не более 750—800 руб.», — пишет в «Справочной книге Омской епархии» священник Иоанн Голобушин.

Поблизости от Медвежки были церкви в Успенке и Правдинке (село Правдино упразднено еще в советские годы). А в 10 километрах к юго-западу был молитвенный дом в Полтавке: фото 1909 года.

Стрельниковка

Церковь в селе Стрельниковка Есильского района была построена за несколько лет до революции 1917 года. Сама деревня была основана в 1908 году. По воспоминаниям жителей села, в 50-е годы в ней крестили местных жителей, а в 1964 году она была разобрана после того, как Стрельниковку присоединили к Булакскому совхозу. В Булаке из церкви построили два одноквартирных дома, а на ее месте построили школу, которая в настоящее время тоже в аварийном состоянии.

Упоминание о Стрельниковской церкви есть в «Пресновских страницах» Ивана Шухова.

Архангельское

Поселок Красный Яр возник в 1826 году. Из Пензенской губернии привезли большую икону, которая называлась «Михаил Архангел». В честь этого покровителя село назвали «Архангельское». Первая деревянная церковь сгорела, затем на ее месте построили новую большую каменную церковь, которую в итоге разрушили в 1940 году, а из кирпича построили здание школы.

О том, как ее восстанавливали уже в 2008 году, можно почитать вот тут. А это вид старой каменной церкви, в которой останавливался при путешествии с востока на запад будущий царь Николай II.

Новоникольское

Сейчас самое заметное строение в селе Новоникольское — ветрогенераторы, а когда-то была одна из старинных церквей на берегу Ишима. Также разрушена в советское время. Сейчас в Новоникольском есть церковь, но она построена уже в начале 21 века по инициативе Геннадия Зенченко.

Жамбылский район

Новорыбинка

Формально церковь в Новорыбинке нельзя считать разрушенной: стены еще целы, архитектура все еще впечатляет, но в данный момент она находится в плачевном состоянии. Именно о ней мы несколько раз писали в ноябре и декабре. На аукционе бесхозную по факту церковь продали за 34,5 тысяч тенге предпринимателю, который собрался ее восстановить. Об этом читайте тут.

Церковь была построена в 1864 году. В советское время стала использоваться как клуб, в помещении крутили кино. А в 90-е годы здание осталось без хозяина и стало быстро разрушаться.

Следить за судьбой этой старинной церкви можно в Инстаграме. Да, у этой церкви есть аккаунты в социальных сетях, и там можно следить за тем, как продвигаются работы по ее восстановлению: @hram_kz.

Пресновка

Красивый большой храм из соснового леса был построен в центре станицы Пресновской в 1847 году.

«Станица Пресновская, Петропавловск. у., Акмолинск. обл., при озере Пресное. Почтовое Отделение в самой станице, здесь получается корреспонденция денежная и страховая. Ближайший вокзал железной дороги в 55-ти верстах — Макушино. Телеграфной станции нет. Расстоянием от города Петропавловска в 135 верстах, от Епархиального города Омска в 415 верстах. Благочинный — священник местной Михаило-Архан. церкви.

Церковь во имя Собора Св. Архистратига Божия Михаила, однопрестольная, построена в 1847 году из соснового леса, на каменном фундаменте — тщанием прихожан, прочна и вместительна… Церкви принадлежат 20 лавок и приносят дохода церкви 200 рублей в год, деньги эти прихожане назначают на ремонт и украшение храма. Жалованья положено священнику от казны 54 руб. 4 коп., из казачьих войсковых сумм 82 р. 86 к.; диакону из войск. сумм 72 руб.; псаломщику от казны 16 р. 80 к., а из войск. сумм 102 р. 84 к. Капитала церкви 1433 р. 44 коп., причта — 1007 руб. Церковь получает процентов 28 руб. 66 к. в год; причт 37 руб. 78 к.; в братскую кружку поступает дохода в год около 600 руб. В приходе сем нет ни церковно-приходских школ, ни школ грамоты.

Населения в приходе: православного муж. пол 2410 душ, жен. пола 2381 д.; раскольников поморской беспоповщинской секты муж. пола 58 д., жен. п. 66 душ. Православные с раскольниками живут в мире, но не сочувствуют им. По штату положено быть в сем приходе: священнику, диакону и псаломщику, все они находятся на лицо. Имеется в этой станице аптека, при ней доктор и фельдшер на средства Сибирского казачьего войска», — отсюда.

Вот так выглядела церковь в 1909 году.

Посмотреть на современную Пресновку можно здесь.

Кабанье

Одна из старинных церквей была в селе Кабань (Кабанья крепость была основана в 1752 году как укрепление Горькой линии). В 1823 году на пожертвования прихожан в селе была построена деревянная церковь Троицы Живоначальной. Историю постройки церкви можно почитать вот тут.

В архиве Сергея Винниченко и Сергея Шатилова есть довольно живое воспоминание отца Михаила Лебедева 1892 года о посещении станицы Кабаньей цесаревичем Николаем Александровичем (будущий царь Николай II).

«В станицу Кабанью. Сюда Его Высочество прибыл 19 июля в 6 часов вечера. Так как более свободное место находилось близ церкви, то прямо церковных ворот заблаговременно и были поставлены три хорошо убранных и устланных коврами азиатской работы кибитки. Местный настоятель — благочинный, с соседними священниками и низшими членами причта в праздничных облачениях с крестом в руках ожидал Дорогого Гостя в притворе. Церковь была освещена как в день св. Пасхи; пространство от церковных оградных ворот до солеи было устлано коврами, из которых лучшие покрывали приготовленное у правого клироса место для Его Высочества. К сожалению, Государь Наследник не мог быть в церкви, потому что, видимо, очень спешил, так как один из свиты Его Высочества, во все время пребывания Его в кибитке, неоднократно выходил, приказывая ямщикам скорее закладывать лошадей. Приняв хлеб-соль от жителей поселка Кабаньего, Великий Князь вошел в кибитку. ….По выходу из кибитки, Государь Наследник потребовал к себе хозяина кибитки и когда его не оказалось, то его доверенного, которому и подарил на память полуимпериал. Здесь же Его Высочество был встречен учительницей и учениками поселковых школ и милостиво поздоровался с ними. Но когда ученики под руководством нарочито вызванного из Кокчетава регента запели народный гимн, то Его Высочество, видимо, торопясь, остановил пение, сделал под козырек, поклонился народу направо и налево и, осенив себя крестным знамением, сел в экипаж, сопровождаемый колькольным звоном и восторженными крикали «ура!» бежавшего за ним народа. За Государем Наследником, как своим Августейшим Атаманом, поскакали верхом все школьники-казачата и сопровождали Его до тех пор, пока Он не сказал им: «Довольно дети, вы устали; возвращайтесь домой и завтра ждите от меня награду». И действительно на следующий день они получили от Его Высочества по серебрянному рублю и ящик конфет. Возвращаясь назад, г. Генерал-Губернатор при многочисленном собрании народа, поздоровавшись с настоятелем поселка Кабаньего, громогласно сказал: «Его Высочество Государь Цесаревич шлет вам — духовенству, как и всем прочим сословиям поклон и благодарность, так как в проезде своем остался всем и везде весьма доволен, о чем, именем Его Высочества и объявляю вам».

«Зажиточные из прихожан сеют до 30 дес. пшеницы и почти столько же овса; средние — пшеницы и овса до 15 дес., а бедные — до 5 десятин. Рожь, просо и конопель вымерзают и потому их не сеют, да и почва, вообще, не отличается плодородием, почему здесь часто и бывает неурожай хлебов. Молочное хозяйство развито. Во всех селениях имеются 4 сепаратора; принадлежат они обществам. Овцеводство развито в среднем размере. Лишние овчины и шерсть возят для продажи в г. Курган. Побочных занятий прихожане не имеют. Ярмарка бывает в пос. Екатерининском с 21 по 26 сентября, на которую киргизами и переселенцами—хохлами пригоняется крупный и мелкий рогатый скот и лошади. В пос. Кабаньевском — две мелочных лавки и 1 с мануфактурн. товарами, а в пос. Екатерининском — 1 мелочн. лавка. В озере Кабаньем водятся караси. Многие из прихожан летом привозят воду из озера «Мохового» — в 7 вер. от пос., а зимой все пользуются льдом. За медицинской помощью обращаются к участковому врачу или фельдшepy в стан. Пресновскую или г. Курган. Сообшение с г. Омском: на лошадях до ст. «Макушино» — 80 вер. и отсюда до г. Омска по жел. дороге», — пишет в 1914 году Иоанн Голобушин в «Справочной книге Омской епархии».

Церковь в Кабаньем в 1909 году. Фото Николая Катанаева.

Песчанка

В Жамбылском районе вблизи села Пресноредутъ еще недавно существовало село Песчанка. В сотне метров от окраины этого села на берегу озера стоят развалины женского Архистратиго-Михайловского монастыря, об истории которого довольно подробно рассказал один из наших авторов Сергей Винниченко. Обязательно почитайте — это здесь.

Вот так выглядела первая церковь-часовня на его территории.

А это храм в селе Пресноредуть.

Эти постройки полностью уничтожены. А вот то, что осталось от женского монастыря, вы можете посмотреть в одном из роликов прошлого года.

Это далеко не все исчезнувшие на севере Казахстана церкви и храмы. В течение последних 270 лет здесь строились, разрушались, сгорали в пожарах и заново отстраивались десятки церквей. В большинстве крупных сёл были свои церкви или хотя бы часовни и молитвенные дома, но перечислить здесь каждую из них сейчас практически невозможно: об иных уже и вспомнить некому.

Петропавловск

Конечно, в Петропавловске была самая насыщенная религиозная жизнь. И из числа исчезнувших старинных церквей здесь было целых четыре, о которых довольно много писали в различное время и историки, и краеведы. Наиболее известным религиозным строением нашего города был Вознесенский собор, на месте которого сейчас стоит драмтеатр.

Построен был в 1865-1870 годах. Считался главным собором Петропавловского уезда.

Вознесенский собор в 1929 году.

 

В 1923 году был передан в руки государства. В 1930 году закрыт. В 1931 году в собор переехал краеведческий музей. С 1935 по 1937 собор разобрали до основания. Существует легенда, что под ним находился подземный ход, который можно увидеть в подземелье драмтеатра. Вероятнее всего «подземный ход» — это фундамент собора, который и сейчас находится под землей.

Церковь Василия Парийского

Одна из самых малоизвестных церквей Петропавловска была построена в  в 1847—1851 гг.. на средства почетной гражданки Акилины Георгиевой Зенковой. Находилась в районе Северо-Казахстанского университета имени манаша Козыбаева. Разрушена в середине 50-х годов прошлого века во время строительства корпусов пединститута.

Зенковская церковь в 1929 года.

Церковь святой Марии Магдалины

Привокзальная церковь Марии Магдалины или Мариинская железнодорожная церковь, построенная в 1899-1900 гг.. на средства железной дороги. Небольшая, уютная, с узорчатой кладкой, большими окнами — настоящее украшение привокзальной площади. С 1923 года она перестала функционировать.

По воспоминаниям наших читателей находилась на пересечении нынешних улиц Сатпаева и Медведева во дворе управления железной дороги. Сейчас на ее месте — бомбоубежище. Окончательно разрушена в 60-е годы прошлого века.

Церковь в 1930-м году.

Солдатская церковь (церковь Петра и Павла)

Самая старая религиозная постройка города была в крепости. Деревянную церковь построили  через несколько лет после основания крепости на берегу Ишима. По одним данным — в 1766 году, по другим — в 1772 году. На месте первой деревянной церкви в 1836 году начали строить каменную. Церковь благополучно просуществовала почти 100 лет, а в 30-е годы прошлого века была закрыта. В 40-е годы с началом Великой Отечественной войны в помещение церкви въехал завод изоляционных материалов. До сих пор используется как цех завода. С учетом множества достроек и переделок считать его целостным вряд ли возможно.

Церковь в 1929 году.

Читайте также:

Где находились забытые мечети Петропавловска

 

Бонус.

4 комментариев

  • Дмитрий Серков

    Ещё раз спасибо за кропотливо собранные сведения и отличные чёткие снимки. Церковь в Медвежке особенно глянулась — изящная простота, да и пресновский храм весьма эффектен.
    С позволения уточнить: Мариинская церковь располагалась, если не ошибаюсь, не на площади, а на пересечении Романовской и Консервной (Свердлова/Сатпаева и Медведева), впоследствии оказавшись во дворе нынешнего отделения ЮУЖД и трёхэтажной довоенной сталинки напротив ДК ЖД. Где-то читал, что Р.Х.Рязапов с братом на страх и риск спасли во время разрушения здания храма в 1973г. фрагмент наружного декора, доставив на территорию Ботсада, где он лежал на газоне долгое время. Красивое строение, прочное, можно было определить под железнодорожный музей или что-нибудь в этом роде, так нет — «долой пережиток»…

  • Дмитрий, о местоположении вы, вероятно, правы, тем более, что вокзал был восточнее. Хотя сомнительно, что привокзальная площадь в те времена была настолько значительных размеров. Что касается фрагмента наружного декора в 70-х годах… Допустим все таки на пересечении Медведева и Свердлова — но так как минимум уже негде было бы быть церковному зданию к 70-м.

  • Михаил Муляр

    Церковь Марии Магдалины находилась во дворе домов на пересечении ул. Медведева и Сатпаева — ровно в том месте где сейчас находиться бомбоубежище, по крайней мере большая часть церкви была срыта под бомбоубежище. Фотографии церквей Песчанки и Пресноредути не соответствуют действительности — все они принадлежали монастырю.

  • Дмитрий Серков

    Вспомнил ещё одну деталь: почти полностью ликвидированная застройкой улица Плеханова, пролегавшая параллельно Медведева и Фрунзе между ними, изначально именовалась Мариинской, стало быть, церковь алтарём была обращена к ней, отсюда, видимо, и название улицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи: