29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Чем живёт приграничное село Каракога на севере Казахстана

Приграничное сего Каракога района Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области будто возрождается. Здесь после долгих лет разрухи и оттока населения сейчас строят скверы, больницу, восстанавливают дом культуры. Репортеры Петропавловск.news встретили здесь не только пенсионеров, как бывает во многих сёлах, но и молодежь с горящими глазами, ребятишек на улице. А бабушки на скамейке у дома радуются новым дорогам, жалуются на высокие цены, смотрят российские новости и обсуждают большую политику.

Всего несколько километров отделяет жителей Каракоги от казахстанско-российской границы. Зачастую здешняя молодежь перебирается «за бугор» учиться, а потом там и остаётся. Правда, оформлять гражданство большинство не спешит – боятся очередной мобилизации, которую могут объявить в России. Корреспонденты Петропавловск.news побывали в селе и выяснили, чем живёт и чем дышит местное население.

Приграничное село Каракога было основано переселенцами из Омской области, которые остановились здесь в 1924 году. В переводе название означает «Чёрный камыш».

Возможностей не хватает

Жизнь в населённом пункте кипит. Повстречавшийся нам на пути местный житель Владимир Семёнов рассказывает, что родился здесь и никуда переезжать не собирается. Ранее молодой человек отучился в колледже в Булаево и теперь работает у местного сельхозтоваропроизводителя.

— Работа есть, но возможностей маловато. Я работаю в совхозе у Николая Владимировича Жигалова. Раньше нам не хватало в селе больницы. Но сейчас строят. Воду часть жителей провели себе домой, но некоторым приходится возить с водокачки. Сделали освещение. Положили асфальт, — говорит Владимир.

По его словам, молодёжь в деревне пока свой досуг коротает только в парке. Больше ничего интересного для них не предусмотрено. Сам парк представляет из себя новый, ухоженный сквер с установленными лавочками и клумбами цветов. Стоит отметить, что уже сейчас в селе ведется капитальный ремонт клуба. Обещают, что здесь будут проводить дискотеки, показывать кино и проводить другие развлекательные мероприятия для досуга.

На тот факт, что село приграничное, кажется, никто уже не обращает внимание. Единственное, иногда пограничники просят показать удостоверение. Но жители уже привыкли к тому, что здесь регулярно ездит патруль с погранзаставы.

деревня Каракога

— Хозяйство народ в основном не держит. Да и в деревне остались в большинстве одни бабушки и дедушки. Молодежь разъехалась. Чаще всего уезжают в Омск. Говорят, там больше возможностей. Но я никуда уезжать не собираюсь, — рассказывает Владимир. Хотя сам он в общем-то молодой человек.

Политические дебаты

Рассказали о своём житие-бытие и старожилы Каракоги, которых мы встретили в селе. Галина Афанасьевна Чуракова и Людмила Николаевна Корнева живут в селе уже около полувека. В молодости приехали сюда из России. С тех пор осели здесь, но большинство родственников живут в соседнем государстве.

Людмила Николаевна много лет проработала в больнице санитаркой. Сейчас её сын живет в соседнем селе, дочка давно перебралась в Подмосковье. Возвращаться не хочет, плотно там обосновалась, родила Людмиле Николаевне внуков. Старший сейчас служит в армии в Чечне. Бабушка восторженно хвалит Кадырова и за внука совершенно спокойна.

А вот самой Людмиле Николаевне живётся в Каракоге не особенно хорошо. Цены кусаются, социального работника долго не дают.

Правда, сейчас подключают волонтеров – ребятишек из школы. Те могут в магазин сходить или снег зимой почистить. Чтобы закупить дров на зиму, приходится откладывать часть пенсии и копить весь год. Машина стоит 50 тысяч. Еще 15 тысяч нужно, чтобы нанять кого-то их поколоть. А пенсия у сельчанки около 80 тысяч тенге. Так что приходится на всём экономить. А кушать, как говорится, хочется.

Вот и сейчас бабушка ждёт заветной даты получения пенсии, чтобы оплатить долг за использование спутниковой телевизионной антенны. Оплату в 15 тысяч тенге она производит ежегодно в Исилькуле, где и покупала саму тарелку много лет назад. Конечно, не сама, нанимает какого-то «мастера» из соседней деревни, который совершает оплату в России. К нему за этим многие в деревне обращаются. Из-за санкций традиционным переводом через интернет оплачивать эти услуги теперь не получается. К слову, спутниковые тарелки «НТВ плюс», «Триколор» и другие установлены чуть ли не на каждом деревенском доме.

Соответственно и смотрят здесь в основном российские каналы. Слушают не только наши казахстанские, но и российские новости.

Вот и баба Люда с бабой Галей, помимо бразильских сериалов, частенько обсуждают политику. Делятся тем, что видели, слышали по ТВ и радио. Обсуждают политическую обстановку в соседнем государстве. Людмила Николаевна сама уже давно не была в России. А вот Галина Афанасьевна вернулась оттуда совсем недавно.
Говорит, гостила у племянницы в деревне недалеко от Исилькуля. В Россию прямо через село из Петропавловска ходит электричка. Можно добраться и на автобусе, но для этого нужно выходить на трассу. А на машине тут до пункта пропуска «Каракога» (российский пограничный пункт «Исилькуль») на границе с Омской областью рукой подать, ехать минут 10. Село стоит в километре от международной трассы, ведущей из Петропавловска в Омск.

Галина Афанасьевна сравнивает две приграничные деревни Казахстана и Российской Федерации – Каракогу и Исилькуль. Говорит, по ту сторону границы люди больше зарабатывают.
— У них на комплексе доятся 3 тысячи коров. Внук у меня погонщик. 2 дня работает, 2 дня отдыхает. Платят 50 тысяч рублей, — говорит Галина.
— Раньше, кажется, легче жить было. Сейчас все дорого. Люди жадные, все хватают. Сейчас все хозяйство вывели. У моих соседей ни у кого нет. Одни курочки бегают. И всё. Паи дают, забираем их в основном деньгами. Молоко и то покупаем в магазине. Некоторые везут продукты с России, говорят, там сейчас можно купить дешевле.
— Молодежь уезжает, кто в Омск, кто в Петропавловск. Половина молодежи в Омске. Выучились и работать там остались, — говорят женщины.
— Я вот в Лесном когда была, двоих мертвых привозили с Украины. Забирают там на войну, строителей берут, Луганск восстанавливать. Там тоже бомбят. Президент их виноват, – и уточняет, — Зеленский! Он своих всех убивает!
— Мне Путина жалко, – добавляет соседка по скамейке. — Бедный, он уже постарел так, заколебался с ними, мирить там их всех, Россию с Украиной. И все на него прут, прут… что он виноват.
— Путин, наоборот, лучше хотел сделать Украине.
— А откуда вы всё это знаете? – перебиваем мы пенсионерок.
— По телевизору всё показывают. Тарелка всё кажет. Но мы и сериалы смотрим. Радио-3 включила, Омск, и слушаю.
— Это российские новости? А украинские есть?
— А украинские, кто их сюда пустит?

Кстати, есть у женщин родственники и в Украине, за них они сильно переживают. Связи с ними уже давно нет.

В общем смотрят бабушки сейчас преимущественно российское телевидение. Обычные наши казахстанские каналы у них тоже не показывают. Для этого надо настраивать обычную антенну. Но, со слов женщин, она им не нужна. Интернетом, естественно, они тоже не пользуются, хотя в самом селе он есть. И, кстати, работает отлично, в сравнении со многими другими деревнями. К слову, нам пришли смс с предложением роуминга, если мы собрались в гости в Россию. Граница очень близко.

Где родился, там и пригодился

Но не все считают, что лучше «за бугром». Например, жительница села Нейля (не захотела называть свою фамилию), наоборот, вернулась в родные пенаты. Говорит, жила и в Омске, и в Петропавловске, но дома всё-таки лучше.

— Где родился, там и пригодился. Там тяжело с жильем, если бы была своя квартира, было бы полегче. А здесь есть свой дом. Я живу здесь, а работаю в Ногайбае (село поблизости. – прим ред.), — рассказывает Нейля. — В Россию не езжу. Как вернулась, так и не была. У меня там братья остались. Но они пока гражданство не делают. Из-за войны. Им осталось сдать паспорта и получить новые. Но они боятся, чтоб не забрали на войну, да и родители против. А так они граждане Казахстана. При этом работать там можно. Правда, не везде берут без российского паспорта на белую зарплату. Но брату удалось найти работу по специальности.

Девушка рассказывает, что селу последние несколько лет стали уделять особенное внимание. Раньше село процветало, потом всё развалилось, сейчас опять всё восстанавливают.

Здесь есть несколько условных микрорайонов. Например, район за железнодорожной линией называется Залинейный или Копай. А место, где живут фермеры, в шутку прозвали Долина нищих.
В селе есть две аптеки, не хватает только автобуса. Расстояния всё-таки большие. Поэтому большинство детей ездит в школу на велосипедах. А некоторых даже привозят в повозке на лошади. Школа здесь полная, 11-летка. В неё и в детский сад свозят на школьном автобусе детей из соседних деревень. Нейля на нем ездит на работу в соседнее село.

Место притяжения

Село хорошо знакомо не только многим жителям Казахстана, но и россиянам. В первую очередь, оно пользуется популярностью не потому, что находится на границе двух соседних государств, а потому, что здесь расположен Храм Святой Блаженной Матроны Московской. Она является одной из самых почитаемых в православии святых, и здесь хранятся её мощи. Аналогичная реликвия есть всего в нескольких крупных российских храмах и только в одном казахстанском. Неудивительно, что сюда стремятся паломники, чтобы рассказать о своих печалях, попросить благословения, исцеления и загадать желание.

Церковь построили 12 лет назад. До этого здесь никогда не было храма. Его возвели специально для того, чтобы привезти сюда святые мощи. Их доставил епископ Костанайский и Петропавловский Анатолий в день освящения храма 2 мая 2011 года.

«От сей поры в этот храм стали съезжаться многочисленные паломники из городов и сел Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья, где они, после своих молитв у мощей святой Матронушки, избавлялись от бесплодия, укреплялись духом и телом, побеждая болезни, и находили мудрые решения своих, казалось бы, неразрешимых проблем», — гласит надпись на стенде.

Ходит поверье, что Матрона помогает исполнить чуть ли не любое желание. Для этого ей необходимо написать и оставить записочку. В храме даже хранится своеобразная «книга отзывов», где те, кому помогла Святая, пишут слова благодарности. Особенно часто сюда приезжают женщины, которые уже отчаялись стать матерями. Говорят, нередко случаются настоящие чудеса.

Местное население считает, что живёт под благословением Матронушки, даже березки у храма растут лучше. В селе больше двух тысяч человек.

— У нас только газа не хватает. Домов пустых нет. Если ещё и газ провести, то нас вообще отсюда не выкуришь, — шутит про текущую ситуацию в селе местный батюшка отец Сергий.

Олеся Вишневская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *