Автор: Сергей Виниченко. Общеизвестно, что знаменитый казахский писатель, депутат Верховного Совета Казахской ССР, Герой социалистического труда Габит Махмудович Мусрепов родился в ауле Жана Жол Пресногорьковской волости Петропавловского уезда и с 1918 по 1921 годы учился в Пресногорьковском училище. Об этом он пишет в предисловии к книге «Однажды и на всю жизнь».
С особой теплотой писатель вспоминает о своей любимой учительнице:
«Русский язык и литературу вела Сильвия Михайловна – не то латышка, не то полька. Молодая, красивая женщина. По ней многие тайно вздыхали. У нее глаза живые, яркие, глубокие, как озеро Кожабай, возле которого наш род проводит лето… И голос у нее красивый, особенно когда смеется, — серебристый, напоминает колокольцы на тройке. Приятно слушать». Писатель приводит несколько интересных случаев, связанных с учебой, а в заключении пишет: « Иногда меня спрашивают: — А почему вы стали писателем? Ответ у меня давно наготове: — Потому, что так велела Сильвия Михайловна, моя учительница в Пресногорьковке. Я не мог ее не послушаться». Дочь писателя, Энгелина Габитовна, рассказала автору о том, с каким уважением относился отец к этой учительнице, часто вспоминая ее в своих рассказах о далеком детстве.
Многие годы я искал ответ на вопрос – кто же учил классика казахской советской литературы?
Наша страница в Фейсбук! Подпишись!
Оказалось, что в эти годы в Пресногорьковском училище преподавала лишь одна учительница русского языка – Мариамна Александровна Шехтер, дочь инициатора постройки новой школы, ссыльного народовольца Александра Петровича Шехтера. Этот факт позволил сделать вывод, что под именем Сильвии Михайловны писатель показал именно Мариамну Александровну. Записи в ее трудовой книжке и в личном деле, хранящихся в архиве г. Гагарин (бывший Гжатск) Смоленской области, подтвердили период ее работы в Пресногорьковке, а после того, как я получил ее фотографию 1921 года, сомнений не осталось – именно такой видел ее писатель в последний год своей учебы.
Как же сложилась жизнь дочери ссыльного народовольца? Об этом мне любезно рассказала ее племянница Элина Павловна Фазуллина, проживающая в г. Москве.
Мариамна родилась в станице Пресногорьковской Петропавловского уезда Акмолинской области в 1903 году.
Ее отец, Александр Петрович Шехтер (1862 – 1922), в молодости был активным участником южного крыла «Народной воли», неоднократно арестовывался полицией, но сумел закончить Казанский ветеринарный институт и был сослан под надзор полиции в Пресногорьковскую. Здесь он женился на дочери войскового старшины Анне Павловне Кубриной (1872 – 1920), родной сестре будущего колчаковского генерал — майора Николая Кубрина (1876 – 1921). Говорили, что брат Анны, тогда еще подъесаул, запретил сестре выходить замуж, обосновав это решение тем, что негоже потомственной дворянке венчаться с «каторжником». Но молодые повенчались тайно в храме станицы Песчаной. Кубрин долго не общался с сестрой, но дети его часто гостили в доме тети Ани.
Кроме Мариамны у них были дети Николай (1904 – 1984), Павел(1905 – 1971) и Лидия(1908 – 1992). Дом, в котором они появились на свет, до сих пор цел, стоит в ста метрах от Свято-Никольской церкви.
В 1919 году Мариамна Александровна закончила семь классов Александровской женской гимназии в городе Кургане, и с 15 ноября начала работать в Пресногорьковской школе, где вместе с ней начала трудовую деятельность воспитанница А.П.Шехтера Татьяна Дмитриевна Меринова (1901 – 1985). Проработав четыре года Марианна (так ее звали в семье) уехала в Петропавловск, где три года преподавала географию в семилетней школе. С 1926 по 1930 год она училась в Ленинградском Педагогическом институте имени А.И.Герцена. После получения высшего образования больше года работала в Москве в газете «За коммунистическое просвещение». В 1931 году по командировке Наркомата тяжелой промышленности уехала на крайний север и проработала более пяти лет в тресте «Апатит». Марианна работает корректором газеты «Кировский рабочий» в Кировске Мурманской области, работала учителем в школе. С сентября 1938 года по 8 октября 1941 года преподавала русский язык и литературу в Гжатском РОНО Смоленской области, исполняла обязанности директора средней школы и завуча Гжатской школы медсестер.
Наше сообщество в Одноклассниках. Вступай!
8 октября 1941 года Марианна Александровна эвакуировалась в Удмуртию, где работала до 1944 года. За этот период она окончила Казанский Педагогический институт по специальности русский язык и литература. Вернувшись из эвакуации в июне 1944 года она писала: «В настоящее время я живу у своей сестры в Горлове, где она работает завсортучастком. Сестра заинтересована в том, чтобы я помогла ей воспитать детей, а мне быть далеко от нее очень трудно, так как я не имею никакой материальной базы, кроме образования».
«Так и жила наша тетя Мара в семье своей сестры по адресу: деревня Горлово, Шиловский сельсовет, Смоленская область и не имела никакого состояния, кроме зарплаты учителя. Замуж она не выходила, и детей у нее не было… После кончины матери и отца в возрасте 18 лет она стала старшей в семье, взяв на себя хозяйство и опеку над тремя младшими детьми. Марианна Александровна настойчиво внушала им необходимость получения высшего образования и для себя самой не оставляла этой мечты. Все они поддерживали друг друга и добились своего – все четверо получили высшее образование. Здесь, конечно, сказалось и родительское воспитание, и пример отца – человека волевого и целеустремленного. Такими же выросли в этой семье и дети. В начале 50-х Марианна Александровна серьезно заболела, приезжала в Москву на обследование и лечение. Останавливалась у нас – в семье своего брата Павла Александровича. В то время я много общалась с тетей Марой и поняла, что работала она с увлечением, прививая своим ученикам любовь к русской поэзии. Она тепло рассказывала о деревенских детях, способных с большим чувством и пониманием читать стихи. Общаться с тетей было очень приятно. Она говорила негромко, но убедительно. Мы жили тогда в одной комнате многонаселенной коммунальной квартиры. По утрам желающих подойти к умывальнику было предостаточно, но никто из соседей не возражал против присутствия нашей гостьи. Все они, общаясь с ней, отмечали ее тактичность и воспитанность настоящего интеллигентного человека. Умерла Марианна Александровна Шехтер 2 ноября 1952 года и похоронена на кладбище Донского монастыря. На похороны приезжала ее давняя подруга Татьяна Дмитриевна Меринова», — пишет в своих воспоминаниях Элина Павловна Фазуллина.
Дядя Марианны, генерал-майор Н.П.Кубрин, начальник 1-й Сибирской казачьей дивизией, был взят в плен под Красноярском в январе 1920 года и расстрелян в архангельской тюрьме 14 марта 1921 года (см. статью Виниченко С.Н. «Жизнь и судьба генерала Кубрина в журнале «Казачье братство», г.Томск). Тетя, Елизавета Павловна была арестована пресногорьковским ОГПУ в 1932 году и на 8 лет отправлена в лагерь.
Так сложилась судьба первой учительницы, о которой Габит Мусрепов сказал: «Так велела моя учительница в Пресногорьковке. Я не мог ее не послушаться».
(Фотографии из личного архива автора и семьи Шехтер)
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск