Далеко не все выпуски рубрики, опубликованные в печати, в отдельности по своему объёму и формату воспринимаются в интернет-версии. Объединённые между собой в попытке достичь данной цели, некоторые из них предлагаются читателям Петропавловск.news.
Виниловый клуб: Почему на Солнце пятна?
(заседание — 2016)
Есть предложение провести сегодняшнее заседание «Винилового клуба» на природе. Дорогие друзья! И хотя дождаться лета было бы комфортнее и теплее, но погожим зимним днём – почему нет? Поставив на наш старенький проигрыватель «Я люблю природу» — песню, ещё раз говорящую о том, что плохой погоды в природе не существует. Легендарному хиту группы «Земляне» в этом году исполняется 40. Однако в первоначальном варианте песня называлась «Пятна на Солнце» и имела другой текст. Почему так вышло, нам объяснил бессменный фронтмен «Землян» Сергей Скачков:
«Песня была написана в 1976 году и исполнялась ещё группой «Какаду» на танцах в ДК энергетиков, в «Бабкином саду» в Питере. А потом стала исполняться и в «Землянах». В ней были такие слова: «Я летаю над кроватью и не в силах приземлиться», что худсовет Центрального телевидения пропустить в эфир, конечно, не мог. Поэтому и было два текста: один съёмочный, другой концертный».
Виниловый клуб: Как появилась гибкая пластинка?
(заседание – 2016)
История возникновения записей «на костях» — тема отдельная и более-менее широко известная. Если же говорить о гибких пластинках в целом, то «самопальные» делались не только на рентгеновских снимках – их можно
было заказать в качестве так называемого «звукового письма». И, надо сказать, подобные сувениры были весьма популярны в 50-60-х.
Как таковые же гибкие пластинки появились в 1938 году и получили широкое распространение в основном в СССР. А в 70-е у них началась вторая жизнь, отчасти из-за дешевизны, отчасти благодаря тому, что именно так можно было услышать то, что не издавалось на других официальных носителях. Немало тому способствовал журнал «Кругозор», где среди того, что давалось «в нагрузку», как правило, находилось и что-нибудь интересное.
Именно право записать гибкую пластинку стало призом, завоёванным когда-то группой «Цветы», как следствие, вместе с всесоюзной популярностью. Отдельной темой является, конечно, и качество звучания гибких пластинок. Однако, несмотря на это, как артефакт своего времени они занимают подобающее место в коллекциях наряду с не столь гибкими собратьями…
Музыкальная пауза: Кто придумал плектр и рок-н-ролл? (2015)
«Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко…»
Эти строки памятны не только знатокам поэзии, но и поклонникам диска «По волне моей памяти», куда и вошла данная композиция на стихи Сафо (Сапфо). Именно ей, легендарной древнегреческой поэтессе, согласно одной из версий, принадлежит изобретение медиатора (плектра), а также миксолидийского лада. Пропустив вторую и четвёртую ступени в данном ладу – основе блюза — мы также получим до боли знакомый рок-н-ролл… Имела ли отношение Сафо к этим двум открытиям на самом деле, доподлинно пока не установлено. Но возможно, это сделают наши далёкие потомки, изучая музыку эпохи рок-н-ролла и звукоизвлечения медиатором за прослушиванием гениального произведения Давида Тухманова. В свою очередь, познавая с его помощью поэзию глубины веков…
Байки «Винилового клуба»
(заседание – 2015)
Однажды, находясь в загранпоездке, Вахтанг Кикабидзе увидел на витрине музыкального магазина диск, который его чрезвычайно заинтересовал. Но скромные суточные покупку фирменного винила, конечно, не предусматривали, и тогда находчивый Буба достал привезённую в качестве сувенира пластинку с записью речи Ленина. Последовала бурная реакция владельца магазина, предложившего обмен. «Когда же он будет петь?»,- спросил хозяин с недоумением, тут же начав слушать речь вождя пролетариата. «На второй стороне»,- ответил Кикабидзе, продвигаясь к выходу с полученным в обмен фирменным «пластом»…
Диск “Led Zeppelin IV” и сегодня является предметом вожделения для поклонников классического рока, популярность же и влияние этого альбома на молодёжные умы в 70-е просто не поддаются описанию. И конечно, в любом крупном населённом пункте были свои места сбора для продающих, покупающих или обменивающих пластинки. Хотя иногда подобная сделка могла произойти спонтанно и в «неположенном» месте. Однажды по улице шёл молодой человек – певец, музыкант, уже необычайно популярный как в неофициальных, так и в официальных кругах. В руках у него был шикарный военный мундир, взятый у соавтора – тоже очень известной поэтессы, дочери лётчика, Героя Советского Союза. Навстречу с тем самым «цеппелиновским» шедевром шёл прохожий, которому герой нашего рассказа и предложил взамен тот самый мундир. Обмен состоялся, и Александр Градский (наверно, многие догадались, что это был именно он) пригласил друзей на прослушивание. Что тогда являлось такой же традицией, как в 50-е ходить «на телевизор». Думаю, посетители «Винилового клуба» назовут и имя поэтессы – Маргариты Пушкиной – благодаря которой фонотека Градского пополнилась столь значимым экземпляром…
Из арсенала «Винилового клуба»
(заседание – 2015)
Найденная на работе стопка пластинок, в том числе и «Своими руками» группы «Арсенал», очень меня порадовала. Но долго радоваться, увы, не пришлось – очень скоро от дисков остались одни конверты, а на полках красовались поделки из винила, сделанные учащимися класса ИЗО. Так вышеназванный альбом пришлось слушать уже в оцифрованном варианте, что, однако, не умалило впечатления от настоящей музыки. Сам же конверт привлекает внимание, в частности, довольно длинным списком участников записи…
-Получилось так, что пластинка «Своими руками» записывалась двумя составами – три пьесы одним, четвёртая другим»,-прокомментировал по нашей просьбе бас-гитарист Анатолий Куликов, чьё имя связано также с группами «Квадро» и «Рецитал». -В то время, когда записывался этот альбом, как раз произошло отделение части музыкантов от «Арсенала» ( Горский, Зинчук, Куликов, Брусиловский) и образование ещё одного коллектива, играющего в стиле джаз-рок – «Квадро». Поэтому четвёртую пьесу дописывал новый состав музыкантов.
Виниловый клуб: Élő Omega
(заседание – 2015)
Именно группе «Омега» принадлежит первый диск-гигант в венгерской рок-музыке. Который, конечно, в свою очередь принадлежит не только истории, но и поклонникам легендарной команды. Многие из них помнят время уникальных экспериментов не только в музыке, но и в самом оформлении альбомов. Что, безусловно, являлось подлинной культурой. Особенно в сравнении с сегодняшним днём, когда музыка звучит если не из каждого утюга, то из каждого мобильного телефона. Когда-то полка с пачкой пластинок, особенно фирменных, была чем-то вроде алтаря. И форма порой соперничала в оригинальности с содержанием…
В 1972-м, подготовив материал для очередного диска, музыканты «Омеги» в очередной раз столкнулись с противодействием со стороны Министерства культуры социалистической Венгрии. Как следствие, под различными предлогами выход альбома откладывался. Явно по указке свыше — даже когда был завершён процесс записи, типография, якобы поглощённая госзаказом, отказывалась печатать обложку. Но тут артистам пришла идея, которая по своей изобретательности могла соперничать с русской смекалкой – было немедленно найдено большое количество бобин с фольгой, а также кооператив, который и взялся за изготовление конвертов. Так появилась пластинка в оригинальном «алюминиевом исполнении». А кооператив, к слову, был сельскохозяйственный…
Виниловый клуб: Миллион лет до нашей эры
(заседание – 2015)
Эту работу Давида Фёдоровича Тухманова, 20 июля отметившего 75-летие, также невозможно не упомянуть в нашей серии «Виниловый клуб». Вышедший в 1983 году альбом «НЛО» группы «Москва» (Алексей Белов, Николай Носков, Дмитрий Серебряков плюс сессионные бас-гитаристы) стал очередным явлением тухмановского концептуального творчества. Хотя, в отличие от «По волне моей памяти», мнения по поводу «НЛО» всё же разделились, в результате чего диск иногда называют недооценённым шедевром. Возможно, потому, что выпущенный вначале миньон «Игра в любовь/Миллион лет до нашей эры» был более удачным?
— Нет, альбом, конечно, был венцом нашего труда. И ему предшествовали два сингла, — поправляет меня Алексей Белов. -Изначально это был студийный проект. Я, может, и мечтал, что Коля научится играть на басу. Но это юношеские были мечты…
(В данном случае в ряде композиций бас-гитара отсутствует – вместо неё используется клавишный синтезаторный бас, прим.авт.).