В Петропавловске на расширенном совещании в областном акимате озвучили итоги прошлого года по искоренению взяточничества, сообщает Петропавловск.news.
— В 2018 году антикоррупционной службой Северо-Казахстанской области к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений привлечено 35 лиц, из которых почти каждый второй — служащий акимата, в том числе восемь из них это — первые руководители госорганов и их заместители. Лидерами по коррупции стали работники сферы строительства, ЖКХ и здравоохранения, — рассказал руководитель департамента Нацбюро по противодействию коррупции по Северо-Казахстанской области Асхат Жумагали.
За последние два года за коррупционные нарушения задержаны два руководителя областного управления государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования. В 2017 году за взятку 2000 долларов США задержали Валерия Затая, но он отделался штрафом. Не прошло и года, как его последователь Мурат Аблаев также попался на взяточничестве и приговорён к 8 годам лишения свободы. Он уже никогда не сможет работать на госслужбе. Напомним, 32-летний руководитель ГАСКа поставил на поток выдачу аттестатов эксперта технического надзора в сфере архитектурной и градостроительной деятельности без прохождения тестирования.
— Именно деятельность таких лже-экспертов может привести к обрушениям зданий, построенных с нарушениями и принятых в эксплуатацию, — пояснил глава антикоррупционной службы.
На встрече почему-то не была озвучена ситуация, которая стала причиной увольнения руководства облздрава. Заместитель по экономическим вопросам руководителя областного управления здравоохранения Лайла Мухамеджанова совершила тяжкое умышленное коррупционное уголовное правонарушение, с использованием служебного положения в целях извлечения личной материальной выгоды, сказано в приговоре суда. В начале августа 2017 года она обратилась к главному бухгалтеру детской областной больницы с просьбой оказать ей финансовую помощь в сумме 100 тысяч тенге. Бухгалтер Данилова не могла принимать таких решений и передала просьбу главному врачу детской областной больницы Олегу Завьялову. Он ответил отказом….
Через несколько дней в облздрав пришла телефонограмма о том, что в столице на площадке Амфитеатра «Экспо-2017» состоится гала-концерт творческих коллективов области «Қызылжар елі – Жемчужина Казахстана» в рамках дней культуры Северо-Казахстанской области. Поехать в Астану по разнарядке должно было сто работников системы здравоохранения области. Проезд, проживание, питание и билет на ЭКСПО-2017 должны были оплачивать медучреждения, направлявшие в командировку своих сотрудников. Теперь уже бывший руководитель управления Владимир Безлер поручил своему заму проконтролировать организацию этой поездки. Что она и сделала, поручив подчинённым найти автобусы и собрать деньги с больниц и поликлиник.
Замруководителя облздрава уже понимала, что оплату расходов на поездку возьмут на себя подведомственные организации, но решила воспользоваться именно этим поводом, чтобы все-таки получить деньги от детской областной больницы. На этот раз она поговорила уже не с бухгалтером, а с самим главврачом Завьяловым. Мухамеджанова попросила его оказать срочную финансовую помощь в размере 100 000 тенге, обманув, что деньги нужны на предоплату за автобусы. Понятно, что главврач больницы был в зависимом положении от чиновницы из облздрава и не хотел портить отношения с начальством, а потому вынужден был согласиться.
Вернувшись в больницу, он собрал нескольких своих подчинённых из администрации медучреждения и рассказал о просьбе Мухамеджановой. Они добровольно скинулись по 10 тысяч тенге, а сам главврач вложил недостающие 30 тысяч. Главный бухгалтер больницы унесла деньги в облздрав….
Подсудимая Мухамеджанова в суде рассказала свою версию событий. Якобы 16 октября 2017 года главный бухгалтер управления здравоохранения сказала ей, что удалось сэкономить средства и есть возможность премировать сотрудников. На следующий̆ день Мухамеджанова поговорила на эту тему с руководителем управления. А Владимир Безлер спросил, мол, как же он… Дело в том, что у него было не снятое дисциплинарное взыскание, и он не мог получить премию. Безлер сказал ей, что нужно собрать деньги в размере причитающейся ему премии 176 000 тенге. Боясь увольнения, она решила исполнить его просьбу. Переговорив с несколькими сотрудниками, замруководителя собрала с них нужную сумму и занесла деньги начальнику.
По поводу требования денег от детской областной больницы подсудимая пояснила, что они предназначались не на поездку в столицу, а для встречи депутата Платонова. На эти цели ей также отдала 100 тысяч тенге главный̆ бухгалтер областной̆ больницы Какиева. Собранные средства Мухамеджанова якобы отдала руководителю облздрава.
Главбух детской больницы Данилова тоже принесла ей 100 тысяч тенге для оплаты расходов на встречу депутата. Пересчитав, Мухамеджанова положила их себе в сумочку. Кстати, депутат Платонов ни один объект здравоохранения в тот приезд не посещал, и медики его не встречали.
Свидетель Безлер суду показал, что будучи руководителем облздрава, он действительно поручил своему заму Мухамеджановой взять на контроль вопрос организации поездки в Астану, но не просил собирать с кого-либо деньги.
Мухамеджанова не признала вину и настаивала, что денежные средства, собранные ею по требованию Безлера, предназначались для него самого, и она только исполняла его требования в страхе потерять работу. Несмотря на это, её вина была полностью доказана в суде. В ходе главного судебного разбирательства, судом бесспорно установлено, что подсудимая Мухамеджанова именно с целью достижения своего преступного умысла требовала от потерпевшего передать ей денежные средства, что не отрицала сама подсудимая в ходе судебного разбирательства, а также при проведении очных ставок со свидетелями по делу.
Приговором суда первой инстанции в июне 2018 года Лайла Мухамеджанова признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 190 ч. 3 п. 2 УК РК «Мошенничество, совершенное лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если оно сопряжено с использованием им своего служебного положения», и ей назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы с пожизненным лишением права занимать должности, связанные с выполнением государственных функций.