Если судить строго, то все жители Петропавловска приезжие: в разное время, начиная с середины 18 века, чаще всего не по своей воле, они – военный и торговый люд — «понаехали» на высокий берег Ишима, построили крепость, потом город, прижились тут сначала сами, потом их потомки. А сейчас где только нет «наших»!
Наверное, нет страны, в какой не обосновались бы бывшие жители если не города, то в целом Казахстана. Недавно откликнулась казахстанка из Эльдорадо: замуж ее туда выдали … из Израиля, куда в 90-е гг. ее вывезли родители. А сколько таких «невест» с малыми детьми международные организации вместе с Президентом Чечни Рамзаном Кадыровым вызволяют из стран, где гремят религиозные войны! Тоже понаехали из наших бывших республик неведомо куда и неведомо зачем.
Один наш читатель обратил внимание на таких путешественниц и предложил рассказать хотя бы о некоторых из них. И тут, как по его заказу, известная актриса Раиса Ивановна Рязанова на встрече со зрителями сообщила, что она «родилась в 1944 году в Петропавловске – Камчатском Северо-Казахстанской области». Такая путаница наших земляков даже не удивляет. Привыкли! Крупных городов, носящих имя Петра и Павла, всего два, зато крепости и храмы, названные в честь этих святых покровителей воинов, есть во многих городах. Где уж мирным женщинам разобраться, где Камчатка, а где СКО!
Сама актриса, конечно, ни в какой ИГИЛ не вступала. Раиса Ивановна живет в Москве и плохо представляет, как ее молоденькая мама оказалась в таком далеком от ее родной рязанской деревни казахстанском городе. В другом интервью Раиса Ивановна рассказала, что ее Мелания Григорьевна приехала в наш город во время войны на заработки и трудилась несколько лет на строительстве. В другом говорит, что она оказалась в Казахстане в эвакуации, Возможно, было и то и другое вместе. Жителей центральных регионов страны с первых дней войны отправляли в Петропавловск вместе с предприятиями, где они работали. Деревенские гнали к нам колхозный скот – спасать его или прямо на мясокомбинат, на консервы для армии. Многих девушек, особенно из близких к линии фронта районов, отправляли сибирские и казахстанские города в трудармию взамен ушедших воевать мужчин. Всякое могло быть. Мама Рае никаких подробностей не рассказывала.
Отец девочки тоже не был местным. Мама о нем вообще помалкивала. Но, как рассказала Рае позже тетка, сестра ее мамы, он был из Мичуринска, возил на своей полуторке какие-то грузы и попал в аварию. Машина сгорела, а израненный водитель чуть не замерз на обочине ночной улицы. Его спасла — подобрала и привела домой — Мелания Григорьевна. Она отогрела и вылечила свою «находку». Неизвестно, что произошло с грузовичком – могли шофера как «вредителя» и в лагерь упечь. Но обошлось. Молодые стали работать вместе на какой-то местной стройке и жить гражданским браком. В результате на свет и появилась будущая актриса. Маленькая семья прожила в нашем городе лет 6-7 и после войны вернулась в родные места, но врозь. Отец был готов жениться на маме своей дочки, но у него на родине была другая семья, а в ней – шестеро детей! И Мелания Григорьевна категорически отказалась разбивать такую семью и даже переехала из своей деревни в Раменское – в городок близ Москвы. Отец и туда приезжал к дочке, но только в детский сад. Девочка запомнила эти редкие встречи и высокую фигуру отца на фоне белой стены.
Историки посчитали, сколько жизней унесла война. Но у нас как-то не принято говорить о женщинах, оставшихся вдовами после гибели мужей, об их осиротевших детях, о матерях–одиночках, родивших ребятишек «для себя», хотя отзвуки тех трагедий аукаются и теперь так называемыми «демографическими ямами».
Раю мама вырастила одна и дала ей образование в меру своего разумения о счастливой жизни – хороший муж и нормальная профессия с нормальной зарплатой. Когда дочка заинтересовалась музыкой, на свою скудную заплату мать купила ей баян и отдала в музыкальную школу. В платную! Хотя зарплата у нее была с гулькин нос! Но ведь баянист в маленьком селении – это первый парень на деревне: всегда сыт и пьян и нос в табаке. Будущее дочки будет обеспеченным, считала мать. Вот и таскала девчонка на занятия тяжеленный, как бабкин сундук, инструмент, хотя толком играть на нем так и не научилась. Ну не нравился ей баян! Но её еще ученицей детской музыкальной школы начали приглашать на свадьбы и другие сельские пирушки – недорого брала недоучившаяся баянистка за свою простенькую музыку! Её кормили и иногда платили какую-то мелочь, и Рая считала себя кормилицей семьи.
Все-таки Раиса Рязанова закончила музыкальное училище по классу баяна и целый год преподавала музыку детям Рязани. Там она увлеклась театром.
Как весело рассказывает на встречах со зрителями Раиса Ивановна о своей первой влюбленности «в настоящего Ромео» из местного театра! Она ходила на каждую постановку и рыдала на весь зал, когда герой погибал. Любовь, конечно, была вечной, но неразделенной, отчего девушка решила поступить в театральный вуз, чтобы назло коварному возлюбленному научиться играть прелестную Джульетту. А ее рассказы об учебе в знаменитом ГИТИСе, о своем замужестве на втором курсе института, том, как вместе с мужем таскала ребенка сначала на лекции, а потом на съемки в эпизодах и в массовках. Ее Данила (1969 г.) – типичное дитя закулисья. Он даже первые шаги сделал во время съемок фильма, в котором его мама играла безмужнюю мать–одиночку. Уж она-то хорошо знала, как таким живется женщинам. Раиса осталась в Москве, но ни один театр не взял ее в штат. Пришлось играть по договорам случайные роли в разных театральных постановках, в фильмах и сериалах, ездить на гастроли с известными всей стране концертами «Товарищи кино». В одной руке чемодан с пеленками — в другой сам будущий артист Данила Перов.
К тому времени Раиса Ивановна рассталась с его отцом по той причине, что влюбилась в режиссера фильма, в котором снималась. Не редкий случай, но не каждая актриса тут же сознается «в грехе» мужу, разведется с ним и станет десяток лет ждать, когда и возлюбленный поступит так же. А он все тянул и тянул, пока и эта любовь Раечки не остыла. Журналисты и сейчас пристают к актрисе, кто был ее возлюбленным? Она ни разу не назвала его имени. Отвечает так: «Я благодарна судьбе, потому что не каждой женщине выпадает испытать чувство такой силы. Да, это был запретный плод, наверное, потому и казался столь сладким. Я больше никого полюбить бы так не смогла. Но в любых отношениях есть подъем и спад, и когда ты чувствуешь, что пик пройден, надо найти в себе силы уйти первой. Да, переживала. Да, плакала. Но, не пройдя весь этот 10-летний путь, не знаю, стала ли бы тем, кем являюсь сейчас».
А может, она получила способность любить так безоглядно и бескорыстно от матери, поступившей точно так же в далеком Петропавловске?
Так Раиса осталась одна. И работала, работала… Не отказывалась ни от маленьких ролей, ни от всегда умных сценариев. Ей семью кормить надо было. Сын, как когда-то его родители, рано обзавелся семьей. Сейчас уже внук Раисы Ивановны окончил вуз, играет на сцене и экспериментирует в новом прочтении старых пьес.
Большинство зрителей СССР запомнили Раису Рязанову по оскароносному фильму «Москва слезам не верит». Некоторые ошибочно считают его первой работой актрисы. На самом деле, до выхода на экраны этого шедевра Владимира Меньшова (тогда, в 1981 г., тоже еще начинающего, малоизвестного) она переиграла стольких женщин с трудной судьбой, обделенных простым семейным счастьем: матерей-одиночек, вдов, разведенных, что, казалось, ей уже не вырваться из этого амплуа. И тут пришла удача: Владимир Меньшов предложил улыбчивой Раечке роль счастливой и замужней Тоси – одной из трех главных героинь фильма. Конечно, на фоне своих ярких подруг по фильму Тося выглядела незамысловатой, слишком скромной и заземленной. Всем памятна сцена смотрин на даче у родителей Коли — Тосиного жениха. Как напряглись родители юноши, увидев нагловатую Людмилу, и тут же облегченно улыбнулись, глядя на Тосю. А она смущенно спряталась за Колино плечо! И этот трогательный взгляд и фраза «Хорошего мужика самой делать надо, а не готовым получать» навсегда вошли в память народную.
В реальной жизни Раечка –такая же Тося: покладистая, доброжелательная, веселая, за что ее любят коллеги и режиссеры – с нею так легко работать. Иначе как бы она ухитрилась сняться в 200 фильмах?! А что у нее на душе – кому это интересно…
Такой ее и воспринимали разные киношные руководители, очень удивленные, что не где-нибудь, а самой Америке «мещанская», по их мнению, мелодрама Меньшова получила такое признание жителей, принесла прокатчикам огромную прибыль да ещё высшую награду чужой страны в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и лишь затем Государственную премию СССР. Меньшову начальники дали подержать статуэтку и поставили на полку в министерстве. Актрисам, исполнившим главные роли, лишь после долгих раздумий, вручили премии. Особенно долго размышляли, достойна ли награды Раиса Рязанова. Больно уж скромная она и роль у нее короткая! Её подруги В. Алентова и И. Муравьева объехали полмира с их общей работой – Рязанову в поездки не брали.
В отчаянные 90-е годы, когда кино в стране почти не снималось и самые известные актеры не снимались и почувствовали, почем фунт лиха. В те годы кино снималось только про бандитов, и образ женщины из народа остался невостребованным. Эпизодические роли от нищеты не спасали. Рязанова нашла выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. Она сдала в наем свою квартиру, перешла жить к сыну, студенту театрального вуза, села за баранку своей старенькой машины и стала таксовать. Водитель она опытный – за рулем с 1980 года. Наверное, и гены отца, петропавловского командировочного шофера, сказываются. Когда ее узнавали клиенты, она отнекивалась, говорила, что им это только кажется, что она лишь похожа на актрису, и отводила глаза. А потом просто испугалась, что за этими нелепыми, случайными разговорами в машине ненароком куда-нибудь врежется (был у нее и такой горький опыт) и бросила эти разговоры за рулем.
Раньше водила Раиса Ивановна «Понтиак» — сейчас водит «Опель». Но только на дачу и обратно. Все-таки несмотря на то, что выглядит она прекрасно и даже иногда, когда у нее нет съемок, в автогонках принимает участие, занимает призовые места и получила звание «Автоледи», все-таки не юная особа, а оскароносная звезда со стажем.
Кстати, позолоченная статуэтка Оскара все-таки попала по назначению. Однажды во время перестройки создатель «Москвы…» Владимир Меньшов забрел в опустевший кабинет большого киношного начальника, когда-то решившего, что именно он достоин хранить высокую награду. Владимир Валентинович увидел валяющуюся на полке запыленную скульптурку и, наконец, унес ее «домой» — в свой кабинет на «Мосфильме». Его «девочки» одобрили поступок шефа. Кто, как не они, заработали ее!
Наше сообщество в Одноклассниках. Вступай!