Зимой с Петропавловского «Арбата» исчезают музыканты…
В Праге уличным артистам зарплату не платят, их деятельность облагается налогом и требуется также специальное разрешение муниципалитета. Для сравнения, в Италии музыканты, циркачи, кукловоды и прочие люди искусства, выступающие на улицах, считаются обычными работниками. В Париже уличные артисты официально получают зарплату и даже пенсию – для поддержания исторического колорита, по мнению муниципальных властей. То же самое в некоторых странах относится к более экзотическим представителям, несущим культуру и искусство в массы– шарманщикам.
Нам, понятное дело, до этого далеко. И, если отбросить излишнюю романтизацию этой профессии, чаще всего те же музыканты идут на улицу не от хорошей жизни. Работа в силу географического положения сезонная. Тем не менее и в зимнее время в относительно теплую погоду мне приходилось видеть музыкантов, играющих в подземных переходах Астаны – чаще гитаристов или саксофонистов. Видя мужчину средних лет с хорошо поставленным голосом, профессионально аккомпанирующего себе на аккордеоне, решаюсь заговорить. «Я профессиональный музыкант, приехал из Узбекистана, возникли проблемы с жильем», — откликается мой собеседник. Лично я не могу сказать, что вынес негативный опыт из уличной игры. Может быть, потому, что выступал всего один раз, ради «спортивного интереса». Но, наблюдая со стороны, пожалуй, можно было бы написать целую книгу подобных зарисовок. Кто –то заявляет сидящему исполнителю, видимо, уже привычному: «Что ты тут всякую фигню играешь?». Вот женщина бальзаковского возраста просит слегка ошалевшего гитариста: «А вы не могли бы что – нибудь из Коли Баскова?». Один из прохожих бросает на этот раз дуэту гитаристов в коробку купюру – одну на двоих. Закончив играть, один из них достает бумажку и выясняется, что это всего лишь один доллар. «Потому и играл так плохо», — с улыбкой обращается он к своему напарнику. – «Интуиция тебя никогда не подводила», — не остается тот в долгу. Музыкантский юмор…
По словам петропавловского музыканта Евгения Ходаковского, попытки играть зимой в здании железнодорожного вокзала не увенчались успехом – на первом этаже холодно и тесно, а на втором выступать нельзя, чтобы не мешать отдыху пассажиров. Из опыта коллег « по несчастью» следует добавить, что тут выручают частные уроки, если они есть. А что касается ресторанов и кафе, традиционно повелось, что инструментальная музыка там мало востребована. Но за зимой обязательно придет весна, за весной лето. Пока же:
В летнем парке зима, в летнем парке концерт,
Все начнется вот – вот, жаль, что зрителей нет.
И оркестр укрыт снегом, словно вата глухим снегом,
И соната слышна едва – едва…
Дмитрий АВДЕЕВ, музыкант