Продолжают бушевать страсти по делу гражданского активиста Вадима Курамшина, известного своей защитой прав казахстанских заключенных. То, что происходит, порой напоминает сцены из криминального боевика вперемешку с кадрами психологической драмы. 31 октября полиция взяла штурмом петропавловскую квартиру Курамшина. По свидетельству его друзей, спецназ в масках выбил двери и с применением грубой силы арестовал активиста, а затем увез в неизвестном направлении. Как выяснилось позже – в СИЗО Петропавловска, где 2 октября арестованный вскрыл себе вены.
Об этом сообщил Андрей Цуканов, координатор Комитета по защите Вадима Курамшина. «Зная Вадима лично несколько лет, я никогда не замечал за ним склонности к членовредительству, — прокомментировал Цуканов. — То же самое говорят и другие знающие его люди. Очевидно, Курамшин решился на этот шаг по очень веским обстоятельствам. Поступает информация, что его после ареста сильно избили. После этого его кинули в так называемую «пресс-хату».
Как стало известно, на следующий день после инцидента правозащитника этапировали в СИЗО Тараза, где он и находится по сегодняшний день. А в Петропавловске у здания прокуратуры Северо-Казахстанской области гражданские и социальные активисты провели серию одиночных пикетов с требованием освободить правозащитника. Среди участников акции – 19-летний сын арестованного активиста – Степан. По мнению соратников Курамшина, причиной возобновления репрессий стало то, что правозащитник сразу же после освобождения с удвоенной энергией принялся за работу по защите прав заключённых. В частности, привлек внимание к голодовке юной Сабины Махининой, которая заявила, что подверглась сексуальному насилию и избиениям в павлодарской колонии. Кроме того, Курамшин активно призывал к созданию общереспубликанского движения «Противодействие произволу» для борьбы против пыток и социальной несправедливости.
Надо сказать, чтоскандальный арест правозащитника моментально стал достоянием гласности именно благодаря интернету. Вечером 31 октября, до того, как полицейские ворвались в его квартиру, Вадим в онлайн-режиме сообщал подробности штурма его квартиры. Сообщения тиражировались через социальные сети «Фейсбук» и «Мой мир».
«Ставлю всех в известность. Я ни разу не оказывал сопротивления полицейским. Как только выломают двери, спокойно сдамся. Какие-либо версии «расстрелян при попытке к бегству» или «оказал сопротивление» — выдумка КНБ! Прошу распространить! Все выглядит так, как будто они собрались меня валить, как тех террористов при захвате» — такие записи появлялись с аккаунтов Курамшина поздним вечером 31 октября.
Курамшин не открыл силовикам дверь, требуя предоставить текст приговора апелляционного суда. Он заявил, что на следующее утро 1 ноября сам явится в отделение полиции. Онлайн-связь с правозащитником прервалась примерно к 23 часам, когда полиция ворвалась в помещение.
За арестом наблюдали друзья Вадима. Их не пустили в подъезд дома, и они производили видеозапись с улицы. На видео, впоследствии выложенном на YouTube, слышны крики и приказы штурмовиков: «На пол! Руки в стороны!», которые доносились из открытой форточки. Также хорошо видно, как задержанного с заломленными руками выводят и сажают в полицейскую машину, кстати, в футболке с короткими рукавами и домашних шлепках.
Причина повторного ареста Курамшина не менее сенсационна, чем сами обстоятельства штурма: апелляционная коллегия Жамбылского областного суда отменила оправдательный вердикт присяжных в отношении Курамшина и постановила снова взять его под арест. Напомним, что больше месяца назад присяжные заседатели суда г. Тараза сочли активиста невиновным в вымогательстве и мошенничестве, несмотря на требование прокурора посадить Курамшина на 14 лет. Согласно приговору, Вадим был признан виновным лишь в самоуправстве и получил наказание в виде одного года ограничения свободы. Поскольку во время суда и следствия он провел за решеткой около семи месяцев, этот срок поглотил приговор. В итоге правозащитник был освобожден из-под стражи в зале суда.
Апелляционную жалобу написал потерпевший – тот самый помощник прокурора Кордайского района Мухтар Удербаев, у которого Курамшин будто бы вымогал деньги за некий видеоролик. Причем, в этом видеоролике «человек, похожий на» помощника прокурора сам фигурирует как… вымогатель взятки у предпринимателя. «Абсурдность ситуации заключается в том, что данное видео предназначалось для проведения пресс-конференции и было уже на руках у журналистов и соратников правозащитника, — комментирует Андрей Цуканов. – В возбуждении уголовного дела в отношении Удербаева было отказано. Насколько мне известно, он работает в той же должности».
Новость из Тараза стала для Курамшина и его близких громом среди ясного неба. «Только что моей матери звонили разгневанные присяжные. Им стало известно, что их вердикт отменен. Они готовы идти дальше в поисках справедливости уже как просто граждане с активной позицией!» — это одно из последних сообщений в персональном блоге правозащитника . Он также сообщил, что 1 ноября присяжные, заседавшие по его делу, намерены встретиться, чтобы решить, как они будут противостоять этому «безумию», — так Курамшин охарактеризовал отмену первоначального вердикта.
У близких активиста имеются серьезные опасения касательно его дальнейшей судьбы. Последние годы Вадим вскрывал факты пыток в казахстанских тюрьмах и нажил себе немало врагов среди тюремного начальства.
Вера ГАВРИЛКО,
фото автора
свободу вадиму курамшину!!!!!!
Какой ужас! Извращенцы из КУИС правят в Казахстане?!! Чьи матери их родили?! Позор ! Вадим Курамшин был, как кость в горле! Поэтому его закрыли! Он порезал себе вены в знак протеста на попытки изнасилования! СВОБОДУ ПРАВОЗАЩИТНИКУ САМЫХ БЕЗЗАЩИТНЫХ — ВАДИМУ КУРАМШИНУ!