…Это была, пожалуй, одна из самых странных моих фотосессий. Когда ненастным дождливым вечером я приехала в гости к Анне Зориной, в их районе отключили электричество. Говорят, авария из-за непогоды. Так что фотографировать мою героиню и ее творения пришлось в кромешной тьме, — хорошо, что захватила мощную фотовспышку. Анины куклы загадочно поблескивали в сумраке своими кружевами и блестками… Зато интервью получилось, на мой взгляд, искреннее и доверительное: беседовать с интересным человеком при свете свечи, скудно освещающей комнату дрожащим огоньком, согласитесь, — одно удовольствие…
Свадебное платье королевы
Если бы жительница Петропавловска Аня Зорина заказывала визитки, то ее основные «профессии» были бы обозначены так – мама и рукодельница. Пока Анна и сама не хочет других «должностей», ее вполне устраивают эти две. Заниматься рукоделием моя героиня стала еще до замужества. Собственно, все началось с бисерных фенечек — весьма распространенное хобби среди так называемой «неформальной» молодежи. Правда, кто-то так и «зависает» на фенечках. Аня же пошла дальше: бижутерия, головные уборы, собственная авторская одежда, а потом и куклы. Но обо всем – по порядку.
«Что послужило той самой стартовой кнопкой? – рассуждает Анна. – Наверное, нехватка. Нехватка украшений, вещей. То, что желалось бы носить, ни в одном магазине не купишь. А так хочется быть индивидуальной во всем!».
Первое платье, сшитой Аней, — было платье Ведьмы. Предназначалось оно для ролевых игр. Опыт оказался удачным, и потом, как говорится, «поперло» — вышитая рубаха русича, платье для ролевой игры «Власть Короны», свадебное… Да-да, платье на свою собственную свадьбу Анна вышила сама – как и предписывалось приличной невесте в средневековые времена. Правда, и тут Зорина выделилась из стайки загсовских невест: платье было бодрого цвета весенней травы.
— Почему зеленое-то? – смеюсь я.
— А почему нет? – парирует из соседней комнаты муж Миша. Пока супруга дает интервью, он несет родительскую вахту.
— Я основательно изучала историю костюма, и знаю, что раньше платье невесты не было белым. Обычай выходить замуж в белом ввела какая-то из французских королев, — это был траур по умершему близкому человеку. Позже белый цвет стал символизировать смерть девушки для своего рода. Ведь она теперь входила в чужой род, а для своего умирала. Я решила, что не хочу умирать, пусть даже символически. И мое свадебное платье будет цвета жизни, цвета весны…
Кукольное царство
Первую свою куклу Аня сделал в подарок подруге-готессе. Кукла, конечно же, тоже была готочкой: во всем черном, в высоких шнурованных сапогах, в терновом венке и в ошейнике с шипами. И с изрядной порцией томности во взоре. Кукла получила имя Бонита. Подруга была в восторге. Готочка Бонита дала начало целому выводку прекрасных созданий в шелках и кружевах.
Аня подбирает своим матерчатым «деткам» имена столь же изысканные и романтичные, как и они сами. Вот кукла по имени «Шелест вереска». У нее роскошные рыжие волосы, голубенькие бусинки на поясе и серебряные башмачки. А эта — валькирия Аллионис – в доспехах со свастикой и крылышками на золотом обруче-короне. А вот Аниса — персонаж мультсериала «Saladin», она задорная и боевая, и даже ручки задиристо уперла в бока: «Эй! Со мной не шути!».
Больше всех лично мне нравится Моник – девушка в стиле «стимпанк». На ее огненных кудрях трогательно «притулась» крошечная шляпка-цилиндр, а смешные очки «а-ля гари Поттер» надвинуты на лоб. У Моник стильные дырки на чулочках и кожаные гетры. В честь Моник Аня цитирует стихотворение, написанное Региной Гатиной:
Стихов любимый томик под подушкой,
И от волненья высунут язык
Очередная блажь моя – игрушки,
Треск шестеренок и мотора рык…
Мне удается черпать полной чашей
Все мысли Мироздания иль толику.
Глаза в глаза глядите — буду Вашей.
Не надо чина и регалий — просто Моника.
Зажги огни, я буду с тобой рядом.
И боевые стяги помогу тебе поднять
Наутро дирижабль провожаешь взглядом…
Увидеть меня вновь? Как знать, как знать…
Анна работает в жанре «интерьерная текстильная каркасная кукла». Эти творения не предназначены для детских игр. Ими можно лишь любоваться. Несмотря на кажущуюся хрупкость, куклы довольно прочные. Не мудрено, ведь в основе – проволочный каркас. Благодаря ему, кукла может принимать любую форму: сидеть, лежать, томно изгибаться в танце. Сшиты эти удивительные создания из натуральных материалов, а набиваются мягким холлофайбером. Личики расписаны акриловыми красками. Раньше Аня вышивала своим куклам глазки и рты нитками. Получалось красиво, но не слишком естественно. И только после того, как рукодельница освоила роспись, лица тряпичных красоток и красавцев буквально ожили, четче проявились характеры.
Изготовление авторских кукол в странах СНГ, вслед за привычной к хэнд-мейду Европой, становится все более популярным хобби. Существуют целые интернет-порталы по интересам, где «тусуются» куклоделы. Аня говорит, что там очень радушно относятся к новичкам и всегда готовы дать ответ на любой вопрос, касающийся техники изготовления кукол.
Освоив текстильных каркасных кукол, мастерица мечтает научиться делать кукол пластиковых. Изготовление таких кукол по праву считается высшим пилотажем, ведь здесь можно добиться не только реализма, но и полного портретного сходства. Правда, и стоят такие куклы недешево – от тысячи долларов и выше.
Несмотря на то, что Анна работает не ради денег, а исключительно из любви к искусству, все чаще ей приходится делать кукол на заказ. Сделанная с теплом и любовью авторская кукла – отличный подарок близкому человеку. Неудивительно, что таких кукол берегут, и что живут они, охраняя покой дома много-много лет и даже переходят из поколения в поколение по наследству.
Было бы здорово, если бы местный музей искусств организовал персональную выставку работ Анны Зориной, и ее чудесными творениями могли полюбоваться все желающие.
Вера ГАВРИЛКО