Вопрос безальтернативного введения в Казахстане электронных зерновых расписок у северных хлеборобов вызвал волну негодования. Об этом они сказали на совещании с участием вице-министра сельского хозяйства РК Кайратом Айтугановым, которое прошло в Петропавловске. Крестьяне категорически не согласны с такими нововведениями накануне уборки. Сельхозпроизводители настаивали, чтобы их мнение учли в минсельхозе, иначе зерно продадут нелегально в соседнюю Россию, сообщает Петропавловск.news – ИА REX-Казахстан.
В первую очередь на совещании обсудили подготовку к уборочной компании, которая начнётся 20 августа. Виды на урожай в этом году хорошие, главное, чтобы не подвела погода. На уборку выйдут порядка восьми тысяч комбайнов. Дизельное топливо аграриям выделяют по льготной цене не более 95,5 тенге за литр, а не по выросшим рыночным ценам. Однако зерно надо не только убрать, но и сохранить. В свою очередь, элеваторы, которые также работают на солярке, будут вынуждены значительно поднять цены на свои услуги. Если, конечно, не решиться вопрос о выделении и им удешевлённого топлива. По словам директора ТОО «Северное зерно» Светланы Карабановой, сушка и хранение одной тонны зерна по новым ценам на ГСМ будет обходиться дороже примерно на 180 тенге.
Бумага надёжнее!
Накал страстей вызвал один из обсуждаемых вопросов – переход на электронные зерновые расписки. Крестьян на севере страны так сильно не возмущали даже вопросы продажи земли в частную собственность.
О упразднении бумажных расписок говорили давно, и, неожиданно, перед самой уборкой сделали электронный формат обязательным. Решили, что у крестьян сейчас нет других забот, как разбираться с новой системой. Хотя, выбора им не оставили, теперь без электронной процедуры зерно на элеваторах и ХПП просто не будут принимать.
Разработчики новой системы для удобства пользователей даже создали мобильное приложение, вложили в электронную систему немало бюджетных средств. Но, по словам североказахстанских аграриев, гладко закон выглядит только на бумаге и сладко льётся из уст чиновников, а в реальности СКО для многих практически не осуществим.
Недавно назначенный вице-министр сельского хозяйства РК Кайрат Айтуганов пообещал поставить этот вопрос перед руководителем министерства и сказал, что мнение крестьян очень важно.
— Для того и производятся выезды на место, чтобы узнать ваше мнение, — пояснил он. – Закон пока он на бумаге и не работает – никому не нужен. Внесём ваши предложения в протокол сегодняшней встречи и всё проанализируем, учтём. Моё мнение, что вполне допустимо предусмотреть какой-то переходный период и в это время разрешить тем, кто не готов к электронному обороту, пользоваться привычными бумажными расписками.
Хотя на самом деле закон уже запущен и действует, сегодня элеваторы не принимают зерно у тех, кто не овладел нововведениями. А вот руководитель отдела АО «Информационно-учётный центр» Манас Байтореев из Астаны рисковал быть обкиданным яйцами, потому что разговаривал с хлеборобами на разных языках. Казалось, он никак не желал понять ни условия жизни сельчан в хлебной житнице страны, ни особенностей уборочной страды. Не смогли ему втолковать главы крестьянских хозяйств, что во многих сёлах и на полях нет, не то что интернета, но и элементарно – не ловит мобильной связь. Чтобы поймать сигнал, иногда надо выехать на 40-50 километров от населённого пункта.
— Я не за себя переживаю, не за крупные хозяйства, у которых есть свои ХПП и штат для работы в цифровом формате, — сказал один из выступающих, — а за мелкие и средние сельхозформирования, на поддержку которых ориентировано министерство сельского хозяйства, они ведь пострадают в первую очередь. Вот, например, мой друг сам работает на комбайне, он с этого поля не выедет, пока не уберёт весь хлеб. Как правило, приходится ловить каждый погожий денёк. На сушку и хранение зерно увозит его водитель, которому не доверишь электронную подпись. Ведь достаточно нажать куда-нибудь не туда и потеряешь свой урожай, все труды насмарку и спросить не с кого. Как ему быть?
Кстати говоря, многие даже относительно успешные хлеборобы, миллионеры, далеки от высоких технологий и до сих пор пользуются кнопочными мобильными телефонами. Они не хотят разбираться даже с сенсорным экраном смартфона и планшета. Новости узнают по-старинке из газет. Да и в банк предпочитают ходить лично и обслуживаться у менеджера, а не посредством онлайнбанкинга. Консервативному крестьянину, собственно, и не нужно вдруг переходить на «цифру». Ему надо уметь вырастить и собрать хлеб, и это для экономики страны будет, согласитесь, поважнее освоения смартфона.
Поддержал коллегу и Геннадий Зенченко, коммандитного товарищества «Зенченко и К», представитель известной династии сельхозтоваропроизводителей СКО.
— Будем откровенны, что на селе имеет место и элементарная компьютерная безграмотность, плюс проблемы с интернетом и мобильной связью, — сказал на совещании аграрий. — И если на все это закрыть глаза, не прислушаться к мнению самих крестьян и не разрешить им пользоваться бумажными расписками, то наш североказахстанский хлеб уйдёт «по-чёрному» за границу, в соседнюю Россию, без всяких налогов. Потеряет государство, наша экономика. Не надо толкать на это, вынуждать. С земельными реформами не прислушались, не обсудили с людьми в регионах и что вышло? По этим вопросам тоже неоднократно собирались и озвучивали все имеющиеся препятствия для введения электронных расписок, говорили, что прежде надо решить ряд проблем с интернетом и другие. Но почему-то это не учли, а насильно без учёта мнения ввели и всё! Причём, перед самой уборкой, не оставляя крестьянам никакого выбора.
Все присутствующие признают, что за электронными зерновыми расписками будущее, но против их форсированного внедрения. И предлагают параллельно пользоваться бумажными расписками определённый период, хотя бы год.
Сама идея электронных зерновых расписок обусловлена тем, что обеспечивается прозрачность движения зерна. Исключаются махинации со стороны элеваторов, известно, что многие бумажные расписки были воздушными и не подтверждёнными реальными объёмами пшеницы. Да и уже есть в СКО прецеденты, когда мошенники продавали несуществующее зерно по поддельным подпискам. Заплатив миллионы покупатель так и не получал зерно.
Кабальный договор
Юрист одного из крестьянских хозяйств СКО уверен, что новая электронная система ущемляет права ХПП и самих хлеборобов. Дело в том, что при регистрации в системе необходимо подписать договор. Он типовой и не подлежит изменению. Это, по мнению юриста, и противоречит гражданскому кодексу.
— Фактически нас принуждают заключить договор, даже если мы не согласны с его пунктами, — выступил юрист, — а ведь мы имеем права вносить свои коррективы, это двухсторонний договор. Я вот расцениваю его односторонним, он защищает только интересы составителей, то есть Информационно-учётного центра. Он, на мой взгляд, кабальный и противоречит гражданскому кодексу, я направил соответствующие жалобы в уполномоченные органы.
Крестьяне в зале поддержали выступающего и признались, что многие подписали не вникая. А как иначе, выбора то у них нет. Не согласиться с условиями навязанного договора, значит, не иметь возможность сдавать зерно на ХПП и элеваторы.
Присутствующие обратились с предложением к министерству детально изучить типовой договор и внести туда соответствующие поправки, устранить пункты, ущемляющие права сельхозтоваропроизводителей на благо которых разрабатывалась система. Например, не понятно, почему попользовавшись системой пару месяцев и отключившись, при повторном подключении пользователь должен повторно платить годовую абонентскую плату.
О недостатках в договоре и работе новой системы говорят и элеваторы.
Хитрые цены
Аграрии также подняли на совещании и другой немаловажный вопрос. Им непонятно почему АО «Продкорпорация» до сих пор не озвучила закупочные цены на пшеницу нового урожая. Некоторые даже не стали заключать договора. А вот соседняя Россия уже озвучила цены и трейдеры на них ориентируются.
— Уже пора начинать строить аграрный бизнес вести, потому что, не зная цен, не составить бизнес-план, невозможно просчитывать расходы, доходы, прибыль. Запчасти, которые в прошлом году стоили 37 тысяч тенге, в этом году, смотрим, уже продают за 137 000 тенге, всё сильно подорожало, — сказал один из выступающих. – Цену мы узнаём почему-то в ноябре. Много собрали хлеба – по 30 будут брать, мало – по 50. Когда уже прекратиться эта игра не по правилам? Крестьяне, конечно, даже вслепую, без цен, будут убирать хлеб, народ такой. Но в конечном итоге этот хитрый подход сыграет не в пользу Казахстана. Мы хотим знать стартовую цену до начала уборки!
Вице-министр пообещал по приезду в Астану доложить своему руководителю и эти пожелания хлеборобов северного Казахстана.
В текущем году посевные площади всех сельскохозяйственных культур составили 4375 тыс га, из них зерновые 3217, 7 тыс га, масличные 512, 1 тыс га.