Выпуска, посвящённого замечательному ВИА «Акварели», в нашей музыкальной рубрике пока что не было. Но сделать такой выпуск, разумеется, хотелось. Тем более в очередной раз есть что спросить и о «Пламени», и о «Самоцветах». А солисту всенародно любимых коллективов есть что рассказать. Валерий Белянин – в сегодняшнем интернет-интервью Петропавловск.news — ИА REX-Казахстан.
— Валерий Вадимович, название «Акварели» каким-то образом перекликалось с названием группы Чеслава Немена, или они никак не связаны между собой?
— Ну, во-первых, я хочу поприветствовать жителей Петропавловска, в котором я бывал, правда, очень давно, но хорошо помню сердечную, доброжелательную публику в зале! Так что всем привет, с надеждой на встречу! Ну, а во-вторых, Ваш вопрос о Чеславе Немене не совсем ко мне, так как я пришел в наши «Акварели» в 1977 году, когда коллектив уже работал и записал немало песен на пластинках. Естественно я не мог быть посвящен в какие-то тонкости истории создания и названия коллектива. Но все же скажу так — все, что создавал, исполнял и записывал поляк Чеслав Немен (Czeslaw Niemen) и его «Акварели» в корне отличалось от того, что пели и играли наши «Акварели». Творчество Немена охватывало много музыкальных жанров… В его 17 альбомах (1962-2001) Вы найдете и прогрессивный европейский рок, и народные мотивы, и психоделику, и конкретный бит-стиль, и баллады, а также электронную музыку. Да вообще Немен — это яркий вокалист, талант и высочайший творческий полет музыкальной мысли. А у «Акварелей» Александра Тартаковского из Москвы все было, как у многих ВИА СССР. Прежде всего — музыка советских композиторов, а уж потом что-то выходящее за рамки дозволенного партийным руководством. Я нисколько не принижаю достоинств музыкантов и певцов ВИА «Акварели». Многие из них были супер-профессионалами. Я не придумывал название ансамбля и, к сожалению, не знаю историю его возникновения, но слово «Акварели» явно говорит о красочном мире музыки ансамбля. Два года я выступал в коллективе, и ни разу никто не говорил на тему возникновения названия ансамбля. Хотя если Вы спросите Сашу Мухатаева (певца и пианиста), работавшего в «Акварелях» еще до меня, то, возможно, он лучше об этом расскажет.
— Это правда, что на записи «Лайди-лайдай» ему пришлось петь под инструментальную фонограмму «Весёлых ребят»?
— Об этом я ничего не могу сказать, ведь пришел в коллектив уже после записи этой песни. Хотя мне кажется, что Саша принимал участие в записи фонограммы с «Акварелями».
— На пластинке «Солнечный луч в моем сердце» в исполнении «Акварелей» звучит один из хитов «Юрай Хип». Что еще из фирменной музыки было в репертуаре ансамбля?
— Песня «Easy Living» из репертуара группы «Uriah Heep» действительно была на виниле «Акварелей». Я солировал в этой записи, а соло на гитаре сыграл талантливый музыкант и певец Алексей Игумнов, к сожалению, давно ушедший. На клавишах играл не менее талантливый Саша Мухатаев. Вообще-то эта пластинка была, мне кажется, второй в СССР после «Музыкального глобуса» «Веселых ребят» с песнями зарубежных групп и рок-звезд! На этой пластиночке я спел сольно и прекрасную песню Стиви Уандера «You Are The Sunshine Of My Heart». Причем в аранжировке совершенно другой, нежели у автора. В нашем варианте вместе с ритм-секцией звучали духовые инструменты. Аранжировку делал саксофонист Виктор Кузьмин. Потом была песня «Mama Loo» — из репертуара «Les Humphries Singers». Там же на диске звучит и ритмичная песенка из репертуара Демиса Руссоса. Гитарист Леша Игумнов прекрасно исполнял песни на польском языке и в концерте исполнял с успехом что-то из «Червоных гитар» или «Скальдов». Кстати, на концерте с успехом мы пели песенку «Мама Mia» из репертуара «ABBA». Солистов у нас было аж 6 человек — Алексей Игумнов, Александр Мухатаев, Ваш покорный, Анатолий Визиров, Андрей Оснас и Тамара Джиба! Поэтому вокал звучал очень мощно! Частенько после концертов мы устраивали в номере гостиницы посиделки, на которых громко пели и репетировали иностранные песни под гитару или просто а-капелла под щелканье пальцев. Время 70-х было настолько романтическим, веселым, беззаботным, что нам просто было хорошо, несмотря на внешнее отрицание западной культуры! Но внутри сообщества музыкантов и певцов все было нормально — все пелось, все игралось, и с большим удовольствием!
— Пожалуйста, несколько слов о руководителе Александре Тартаковском. У меня есть ноты его «Маленького вальса» для ф-но. Помимо эстрадных, он писал также джазовые произведения?
— Александр Иоганович Тартаковский — пианист и композитор, с успехом окончивший Московскую консерваторию. Его талант пианиста признан был многими его современниками и коллегами из мира джазовой музыки. На пластинках «Акварелей» Вы сможете всегда найти одну или две инструментальные композиции Тартаковского. А вообще это был удивительный человек с точки зрения руководителя ВИА. Того, что принято считать чертами руководителя в нем не было и в помине! В его характере было все кроме понукающих, покрикивающих и назидательных действий начальника. Напротив, Тартаковский был само обаяние, фонтанирующий остроумием, всевозможными байками и анекдотами! Он иногда становился автором крылатых выражений, после повторяющимися внутри коллектива и днем, и ночью! Если он предлагал музыканту или певцу сотрудничество, работу в «Акварелях», то этот человек становился другом сразу и навсегда! И это очень отличало Тартаковского от своих коллег — руководителей других ВИА, где существовал псевдо-авторитет и местечковый пафос, не подкрепленный своим примером профессионала- музыканта, работающего наравне с другими, как правило, супер-талантливыми, но неизвестными, обезличенными для публики, музыкантами и певцами. Он (А.Т.) это прекрасно понимал и всячески старался каждого исполнителя ободрить, подать руку помощи, по-отечески доверить ту или иную важную, с точки зрения музыки, работу и вселить надежду на будущее. В коллективе за те два года, что я работал, я видел в основном успех и радость от общения с Александром Тартаковским. Но говоря о прекрасных качествах профессионала и человека, нельзя не сказать о том, что очень мешало продвижению на «олимп» ВИА коллективу Москонцерта «Акварели». Думаю, что все, кто работал с Тартаковским скажут — Александру Иогановичу явно мешала любовь к спиртным напиткам и до, и после, и вместо… Если бы он убрал из своей жизни эту страсть, то «Акварели» преуспели бы не хуже других ВИА и на ТВ, и на радио. А так — все было как у многих ВИА в СССР. Пластинки и работа. Благо пластинки в 70-х и в 80-х издавались миллионными тиражами, и народ с удовольствием их покупал и слушал с утра до ночи. Неудивительно, что «Акварели», не имея в своем репертуаре 100% хитов, работали при полных залах по 3 концерта в день в крупных городах СССР.
— Заранее прошу прощения за несколько провокационный вопрос. По Вашему мнению, имеет ли право на существование нынешний состав «Акварелей», и имеет ли он отношение к тому коллективу, в котором когда-то работали Вы?
— Если Вы хотите меня поссорить с Леней Абрамовым нынешним участником ВИА «Акварели», то это Вам вряд ли удастся. Дело в том, что мы дружны с Леней давно и именно я в 1977-м предложил Тартаковскому Абрамова как вокалиста в «Акварели». А еще задолго до этого мы с Абрамовым дружили и играли в группе на танцах, позднее 75-м работали в МОМА (московкое объединение музыкальных ансамблей) в ресторане гостиницы «Интурист» в лучшем в то время оркестре Михаила Олейникова. А еще позднее с Леней мы учились в ВТМЭИ (всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства). Окончили, получили аттестат артиста-вокалиста. Затем работали недолго в Чувашской филармонии. Остальных ребят я знаю меньше, но все они профессиональные музыканты и дай бог, чтобы у нынешних «Акварелей» все было нормально с точки зрения успеха у публики и работы! Имеют они право на существование юридически? — Я всех подробностей не знаю, да и не мое это дело, а вот если коллеги вспомнят меня как солиста «Акварелей», записавшего несколько хороших песен и пригласят в качестве гостя на свой концерт, то приду и спою с удовольствием! Я ведь в своих концертах иногда исполняю «акварельскую» песню «Льняные волосы», и до сих пор она звучит с успехом!
— Вы ушли в «Пламя» потому, что там было больше перспектив проявить себя в качестве солиста?
— Ну, во-первых, в «Акварелях» я не чувствовал себя обделенным в сольных песнях. А во-вторых, из «Акварелей» я не уходил именно в «Пламя»… Я ушел просто «в никуда». Со мной вместе ушел и Саша Мухатаев, прекрасный пианист и вокалист. Спустя пару месяцев мне позвонил Игорь Никитин (саксофонист). Он когда-то работал у
Тартаковского, но ушел в «Пламя». Так вот, когда Игорь позвонил и предложил прослушаться в «Пламя», то я согласился, т.к. уже пару месяцев был без работы. И в известной степени мне подфартил звонок с предложением работать в «Пламени». Конечно, на тот момент этот коллектив был известен более, чем «Акварели» и попасть в него было вполне престижно, ведь вся страна знала, что все музыканты и певцы ушли в 1975 году от Юрия Маликова из «Самоцветов» и назвались «Пламенем». Когда я пришел на прослушивание, то был удивлен, когда увидел и Сашу Мухатаева, с которым вместе уходили из «Акварелей». Мы обнялись как старые друзья и коллеги! В зале сидели
руководитель «Пламени» Сергей Березин и Игорь Никитин. Саша что-то сыграл на пианино и спел, а у меня не было с собой гитары, поэтому я спел а-капелла русскую народную песню «Старый дед». Когда встал вопрос — кого из нас брать в коллектив, то выбор Березина пал на меня. Через пару дней я поехал на гастроли с «Пламенем», как сейчас помню в Ростов. Это был конец 1978 года. Вот так я стал солистом прославленного ВИА «Пламя»! А песен сольных в нем я записал достаточно много! Не буду все перечислять, но напомню несколько — «Зацветает краснотал» (О.Иванов — А.Поперечный) 1987, «Гороскоп» (скорпион) С.Березина и М.Танича, 1982 г. Также на пластинке «Кинематограф» несколько песен — «Монолог» (С.Березин — Ю.Левитанский), «Щеглы» (С.Березин — С.Кирсанов), «Не поговорили» (С.Березин — Ю. Левитанский) в дуэте с В.Малежиком, песня «Осень» (С. Березин — Я. Гальперин) и еще много других… В общем, побольше, чем в «Акварелях».
— После одного из прослушиваний литературно-музыкальной композиции «Кинематограф» у меня возникло ощущение, что настоящая рок-музыка в СССР зачастую звучала именно в исполнении профессиональных ВИА, а не самодеятельных рок-групп…
— Ну, уж так категорично я не сказал бы, но то, что в исполнении музыкантов ВИА рок-музыка звучала более убедительно и профессионально — это совершенно правильно! Хотя самодеятельных групп было очень много, но играли рок не все. А вообще-то, мне кажется, что в СССР настоящего рока никогда и не было… В том понимании, в
каком мы привыкли его знать и любить с юношеских лет, слушая зарубежные виниловые пластиночки. Наш рок всегда был насыщен какой-то особенной, нашей «совковой» философией, желанием запихнуть в композиции бунтарский подтекст, который честно говоря, лично у меня вызывал только улыбку. А игрался наш «совковый» рок в общей
массе очень примитивно. Отсюда, мне кажется, и Ваш вопрос. Но все же я хочу вспомнить несколько наших рок-групп, которые играли очень хорошо и солисты в них были отменные! Давайте вспомним группу «Аракс», в которой играли и до сих пор играют супер-музыканты Вадим Голутвин (гитара), Тимур Мардалейшвили (гитара), Анатолий Абрамов (ударные), Сергей Рудницкий (клавишные), а вокалисты Анатолий Алешин и Сергей Беликов, думаю, Вам знакомы без особых представлений. Профессионалы! А группа «Автограф» с Артуром Беркутом, а группа «Скоморохи» с Александром Градским? Разве это самодеятельность? Да нет же! Другое дело, когда в композициях ВИА Вы слышите многоголосие, то в наших рок-группах, как правило, поет один солист, не используя подпевки остальных участников группы. Мне кажется, таких красок у наших рок-групп очень не хватало. Но что было, то было! Нравится это кому-то или нет — это уже наша музыкальная история!
— Расскажите, пожалуйста, о Вашем участии в первом телемосте СССР-США.
— Есть у меня на сайте (белянин.net) видеозапись, которая перенесёт Вас в 1982 год, когда на дворе был железный занавес между западом и СССР. Наше руководство, как могло сопротивлялось всему, что могло дискредитировать наш строй. И вот почему-то наши руководители разрешили устроить телемост «Москва — Вашингтон», чтобы показать американцам — какие мы на самом деле. В студии собралась в основном молодёжь (студенты) и популярные исполнители (Алла Пугачёва и др.). В студии царила атмосфера «полной отвязки», режиссёры попросили молодых людей вести себя раскованно, в духе полной свободы. Было очень весело! А мне посчастливилось спеть на этом телемосте с «Пламенем» пару песен, одна из которых «Монолог» (С. Березин и Ю.Левитанский) ссылка — http://белянин.net/song32_1.html . Кстати вторая песенка «Гороскоп» (скорпион), несмотря на свою популярность, почти неизвестна на видео. Ссылка — http://белянин.net/audiootherautor14_1.html Так что и её тоже можно
найти у меня на сайте. Вот, собственно, и все об этом!..
— Когда понемногу начали возрождаться ВИА, Вы присоединились не к «Пламени», а к «Самоцветам». Если не секрет, почему?
— Это было в 97-ом. Я тогда работал на радио «Резонанс», вел музыкальные программы и был музыкальным редактором. Мне позвонила Ирина Шачнева, с которой я работал еще в «Пламени», а до этого она была и первой солисткой «ВИА «Самоцветы» с 1971 по 1975 гг. Так вот она сразу пригласила меня в поездку с «Самоцветами», так как Валентин
Дьяконов не смог поехать, кажется, приболел… В той поездке работали Ира Шачнева, Юрий Федорович Маликов, Витя Аникиенко и я. Потом вернулся Валентин, а Виктор ушел. И я опять оказался востребованным. Позже, в 2000 году, ушел Валентин и появился Женя Курбаков. В 2004-м Женя, к сожалению, умер… На его место Маликов взял Григория Рубцова, с которым мы в 80-х работали тоже в «Пламени». Так что эта страничка в моей жизни еще не закрыта и длится уже 18-ый год! Хотя, иногда мне удается выступать и с сольными программами. Публика меня еще не забыла, в частности, народ помнит мою песню «Я вернулся домой». Её тоже можно послушать на моем сайте. Ссылка — http://белянин.net/audiosong1_1.html В заключение этого интервью разрешите, Дима, поблагодарить Вас и всех читателей «Петропавловск кz» за внимание к моей скромной персоне и выразить надежду на встречу уже в концертном зале. Будьте здоровы! Всего Вам доброго, друзья!
Дмитрий АВДЕЕВ
Редакция выражает благодарность Галине Стельмах за помощь
Я,кроме Валеры,Знал из «Акварелей» Сашу Мухатаева, нас познкомил Саня Шинкаренко,это известный басист.,и очень хороший человек.Лёшу Игумнова,я с ним познакомился в кабаке, он,к сожалению тогда уже бухал, а Толик Визиров был очень непродолжительное время директором «Верных друзей». Все очень хорошие люди!
Текст комментария Владимир,большое спасибо за внимание!
Благодарю за интервью ВСЕХ, причастных к нему. Валерий Белянин интересный рассказчик, прекрасный Музыкант. Конечно, больше знаю о его Творчестве по «Пламени», «Самоцветам» и сольным пластинкам.
Всегда в интервью что-то новое, чего не знал ранее.
Признателен Валерию за его подвижничество в интернете, возможность знать о любимых Музыкантах.
УДАЧИ!!!
Текст комментария Виктор, спасибо! И Вам удачи!!!