В Казахстане планируют ввести лицензирование частных дошкольных учреждений. Это может стать причиной закрытия некоторых детсадов, рассказывает Петропавловск.news.
Для получения лицензии детские сады должны будут соответствовать определенным квалификационным требованиям. Это, например, наличие достаточного количества персонала, установленных видеокамер, соблюдение санитарных и противопожарных норм. Требования будут адекватными, заявил министр просвещения Асхат АЙМАГАМБЕТОВ. По его словам, большинство частников поддерживают нововведение.
Но тех, у кого лицензирование вызывает недоумение, также хватает. Председатель Казахстанской ассоциации непрерывного образования (КАНО) Лейла КУЛЕНОВА высказывается резко против нововведений, отметив, что, когда речь идет о жалобах на грубое отношение к детям в частных садах, опираться нужно на результаты расследования по ним, и тогда откроется другая картина.
«Министерство продолжает обосновывать: в последнее время увеличилось количество жалоб, за квартал поступило более 30 обращений, налицо негативная динамика, — написала Куленова в соцсетях. — Но если уж на то пошло, то измерять нужно в результатах расследования. Совершенно очевидно, что введение лицензии никак не решит проблемы. Лицензированию подлежат административно-технические вопросы. Наши граждане воспринимают «лицензирование» как некий синоним ужесточения требований, проведения непрерывного контроля всех процессов. И чиновники активно пользуются этим заблуждением».
Отметив, что сегодня в РК 10 800 дошкольных организаций, половина из которых, а точнее 47%, являются частными, главный эксперт Ассоциации непрерывного образования Шарапат СУЛТАНГАЗИЕВА назвала намерение профильного ведомства ввести лицензирование и ваучерную систему финансирования ударом под дых частному бизнесу.
Руководитель частного детского сада «АБВГДейка» в Петропавловске Ольга ЖАРКОВА (на снимке) вспоминает, что, когда 11 лет назад в стране возник страшный дефицит мест в детских садах, (а до этого, прямо скажем, чиновники разбазарили большинство дошкольных учреждений Петропавловска, распродав их здания под частное дорогое жилье, раздав разным учреждениям — Е.Ч.), государство призвало помочь в решении вопроса частный бизнес. Многие такие предприниматели начинали работу на свой страх и риск, брали кредиты, закладывали единственное жилье. Открывать сады разрешали и в небольших приспособленных помещениях, домах. Лицензирования не было, и вот теперь, спустя годы, когда предприниматели прошли большой сложный путь, оно возвращается, причем и для тех, кто уже давно открылся и работает.
— Мы боимся не лицензирования, а того, что при утверждении требований не будет учтен ряд важных моментов, — сказала Ольга Владимировна. — Речь, например, о разнице между большими садами по 12-14 групп и частными малокомплектными. Особенность нашего региона в том, что у нас в основном малокомплектные детские сады, расположенные в приспособленных помещениях. Их уже не переделать, не перенести. А сейчас пойдет ужесточение по нормативам, применимым к помещениям. Если будут требования, как к типовым детским садам, у нас многие частные дошкольные учреждения просто закроются.
Частные садики, которые хотят получить госсзаказ, и так ежегодно в декабре сдают полный пакет документов. Отсюда вопрос: для чего тогда нужна дублирующая процедура? По словам Жарковой, мотивировать тем, что лицензирование поможет поднять качество образования в дошкольных учреждениях, по меньшей мере странно, так как там большинство требований именно к помещениям, технической части. Да, есть и некоторые требования по качественному составу педагогов, но опять же все это отражено в пакете документов, который сдается для получения госзаказа.
Ольга Владимировна отметила, что сторонниками нововведений делается упор на том, что лицензирование – это международный опыт. Однако, по ее мнению, сравнения в этом случае некорректны.
— Все говорят, вот на западе есть лицензии, — отметила Жаркова. — Да, но они совершенно другого характера. Там нет таких жестких требований, которые мы выполняем по санитарным нормам. К примеру, по наличию спального места. В западных странах это может быть просто коврик в шкафу: ребенок захотел спать – раскатал коврик. Там все намного проще. Дети зачастую едят то, что принесли с собой из дома, а у нас жесткие нормы по содержанию кухонь, посуды. И мы их выполняем и не против выполнять дальше. Но какая необходимость, например, иметь в каждой группе по 12 неваляшек? А это, между прочим, реальные новые требования, касающиеся содержания материальной базы.
Тем временем в детских садах есть другие более насущные проблемы, которые напрямую касаются качества дошкольного образования. Так, в частных дошкольных организациях наблюдается текучка кадров. И тому есть объяснение – разница между финансированием государственных и частных садов.
— Того подушевого финансирования, которое нам сейчас выплачивается, не хватает катастрофически, — рассказала предпринимательница. – Бухгалтеры, помощники воспитателей получают у нас сегодня меньше, чем в бюджетных детских садах, педагоги не могут получить доплату. Проблема в чем? По закону госзаказ размещается в организациях образования независимо от форм собственности. Требования ко всем одинаковые, в том числе и по педагогам нужно, чтобы они категории защищали, росли профессионально. Но фактически финансирование у нас разное. У частника, по сути, единственный источник — этот госзаказ по методике подушевого финансирования. А государственные сады получают и из других источников дополнительными траншами, в том числе доплаты педагогам за категории. Поэтому наши педагоги, повысив квалификацию, не могут получить доплату к зарплате. А это 30-35%, а то и 50%. Сотрудники государственных садов учатся за счет государства для повышения квалификации, частники – за свой счет, первые получают от государства надбавки за категории, вторые могут их получить только за наш счет. А нам откуда взять? Повысить оплату за посещение детсада? Но мы не имеем права, нас тоже ограничивают.
«Что еще решит сделать Минпрос, чтобы усложнить и без того непростую деятельность частных детских садов? Как еще противопоставит государственным садам? – написала в Facebook депутат мажилиса РК Ирина СМИРНОВА. – Садам, которые, в отличие от частных, не платят аренду, получают дополнительное финансирование на улучшение матбазы, получают за счет государства учебники, литературу, за счет налогоплательщиков обеспечивают прохождение курсов повышения квалификации педагогов и так далее? И чем в конечном итоге отличаются лицензированные учреждения от нелицензированных? Минпрос, так сделайте все детские сады государственными! Получится это у вас?»