Растения, собранные в уникальном Ботаническом саду, страдают от долгожданной реконструкции
Стремительными темпами продолжается капитальный ремонт и реконструкция в ботаническом саду, однако, вместе с благоприятными изменениями уникальные растения переживают настоящий стресс, подобный трагедии тяжёлых девяностых.
В зимний сад на экскурсию наши корреспонденты зашли в строительных касках. Это необходимая мера безопасности, потому как в любой момент сверху может упасть какой-нибудь винт.
Люди радуются, а растения страдают
В образовавшиеся в крыше отверстия врывается ветер, тепличные условия в зимнем саду нарушены, теперь уникальные тропические растения с разных континентов планеты лишены привычной среды и подвергнуты непогоде и перепадам температуры.
Равиль Рязапов с болью сминает в руке пожелтевший лист благородного лавра… Вместе с тем, взору посетителей бросаются обгоревшие листья банановой пальмы и других растений, опавшие цветы кампсиса, нектаром которых в природе питаются крохотные птички колибри, совершая в «подвешенном» состоянии до 75 взмахов крыльями в секунду.
— Такое сложное время мы переживали в тяжёлые девяностые годы, когда тепла не было, — вспоминает Равиль Хасанович. — Тогда пришлось срезать все повреждённые части растений, восстанавливалось всё их великолепие 9 лет. Сегодня аналогичная ситуация, причин несколько, в том числе и минувшая холодная зима. Кроме того, сейчас в помещении низкая влажность воздуха, дождей нет.
Одной из основных причин дискомфорта стал ремонт – воздвигают каркас крыши и сверху падают различные детали, отчего нарушилась изоляция, привычный микроклимат. В зимнем саду гуляет ветер, наблюдаются резкие перепады температур, к которым не приспособлены тропические растения. Плюс ко всему, во время подготовительных работ по закладке фундамента откачивали грунтовые воды, вследствие чего нарушился почвенный баланс.
Напомним, ремонт и реконструкция оранжереи и зимнего сада проводятся в рамках «Дорожной карты». Выделено 300 миллионов тенге на капитальный ремонт и 75 – на благоустройство территории. Этого события уникальный уголок, которому нет аналогов во всей стране, ждал 15 лет.
Теперь оранжерея и ботанический сад станут в два разы выше, стены и потолки будут выполнены из современных материалов, что не только обеспечит комфортные условия для растений, но и будет радовать глаз эстетов. Прежние помещения были воздвигнуты силами работников мясокомбината и уже морально устарели. Высота ботанического сада после реконструкции будет как пятиэтажный дом – 25 метров. Наряду с парковой, здесь появится и хозяйственная зона за счёт увеличения площади ботанического сада.
— Планировалось полностью закрыть крышу ботанического сада и стены оранжереи поликарбонатом, а стены ботанического сада будут смонтированы из огромных витражей – этому проекту нет аналогов на всей территории СНГ. Так что строителям надо отдать должное, — рассказывает Равиль Рязапов. –
Мы настаиваем, что до начала холодов нужно установить новые стены и крыши, запустить отопление и в таком состоянии уйти зимовать, а старые конструкции лучше всего демонтировать следующей весной.
Однако строители вопреки запланированному сценарию уже начали демонтаж оранжереи, по всей видимости, они торопятся со сроками. Здесь уже срезаны часть стёкол, растения фактически находятся под открытым небом. По всей видимости, планируется полный демонтаж старых конструкций. Агрономы даже предположить боятся, что в таком же положении окажутся тропические «питомцы» ботанического сада.
Растения из Чёрной книги
Несмотря на то, что на объекте полным ходом идёт реконструкция, в этот райский уголок продолжают приходить посетители.
— Буквально до вас были испанцы, очень восхищались, — рассказывает Равиль Рязапов. – Вот вы видите, цветёт африканский Кринум, а на заднем плане наши столетние лавровые растения и карликовая пальма, ей 60 лет, так туристы из Барселоны признали, что у них тоже такие растут, только в природе, и даже возраст почти правильно назвали.
С любовью и гордостью рассказывает Равиль Хасанович о каждом растении и с болью смотрит на те страдания, которые приносит им нынешняя ситуация.
Вот Монстера выпускает новый лист, со стороны может показаться, что всё ей нипочем. Для неё сейчас весна, а в декабре настанет разгар лета, и растение начнёт плодоносить. Это ему так биологические часы подсказывают, генетическая память, ведь родина Монстеры в другом полушарии – в Южной Америке .
Мы в сопровождении Равиля Рязапова подошли к молоденькому дереву Тиса ягодного. Учёные из Германии, изучая слои на обрывистых берегах нашего Ишима, объясняют, что слой щепы свидетельствует о том, что в нашем регионе много лет назад были леса, напоминающие итальянские, в которых произрастали тис ягодный, олеандр, самшит, розмарин и другие необычные растения, в том числе и из «чёрной книги».
Магнолию тоже считали навсегда исчезнувшей с лица земли, пока случайно в южной Америке не обнаружили несколько растений и не вывели искусственно, теперь вторая родина магнолии — Сочи. Так, к примеру, голубой ели тоже в природе уже нет, её выводят лишь искусственно, второй родиной этого хвойного растения считается Нальчик.
— Тис ягодный – наш мальчик, ему всего 67 лет, – гордость ботанического сада. Ведь если в любой оранжерее есть такое растение, то с ней уже считаются. В тысячелетнем возрасте, чтобы обхватить ствол этого дерева, понадобится четыре взрослых человека. Из древесины этих деревьев делают добротную мебель, но она очень трудно поддаётся обработке, ещё в большей степени, чем лиственница.
Есть в хозяйстве у Рязапова и множество растений, занесённых в Красную книгу. Главное, сейчас их сохранить.
— Аким области Серик Билялов был у нас недавно, и мне понравилось его отношение, — делится с корреспондентами Равиль Рязапов. — Он всем присутствующим, кто отвечает за проведение работ, объявил, что не должен пострадать ни единый листочек, ни единое растение, иначе будет потерян смысл всей этой грандиозной реконструкции. Будем надеяться, что так и будет, как сказал глава региона.
Екатерина НАЗАРЕНКО
СПРАВКА:
Кроме Красной книги, ещё есть и Чёрная. В неё включены животные и растения, навсегда исчезнувшие с лица Земли в результате неразумного отношения человека к природе.