Мощности по обработке и хранению мяса слабо загружены в Казахстане, сообщает Петропавловск.news со ссылкой на energyprom.kz. Валовое производство мяса в убойном весе покрывает 87% внутреннего рынка.
По итогам трёх кварталов текущего года в Казахстане реализовано 879,5 тысячи тонн мяса, а произведено 754 тысячи тонн. Рыночная доля импорта — 14,5%. Экспорт составляет всего 2% от внутреннего производства.
На высоких переделах мясной индустрии позиции Казахстана ещё слабее. К примеру, импортные колбасы занимают 38% отечественного рынка, а экспорт находится в зоне статистической погрешности — всего 1% от общего объёма производства.
Мощности по обработке и хранению мяса простаивают. По мясу специализированные мощности по хранению загружены всего на 38,7%, а по пищевым субпродуктам из мяса сельскохозяйственных животных наблюдается деградация. За три года среднегодовая загрузка мощностей сократилась с 77,2% до 33%.
За последние пять лет реализованные программы в рамках АПК по животноводству и мясопереработке можно охарактеризовать как период упущенных возможностей. При значительной господдержке качественные показатели рыночных позиций на внутреннем рынке Казахстана скромные. С 2013-го по сентябрь 2019 года по валовому объёму производства мяса в убойном весе доля местных производителей на локальном рынке увеличилась с 85% лишь до 87%. Мы по-прежнему остаемся страной — нетто-импортёром мяса. Доля экспорта от валового производства увеличилась с 0,2% до 2,1%.
По высокому переделу, к примеру, колбасных изделий ничего, кроме трогательных надежд на далёкое будущее, нет. За неполные шесть лет местным производителям удалось отвоевать казахстанский рынок на 7%. Экспорт остаётся в роли жертвы сезонных и политических обстоятельств. До 2016 года увеличилась продажа колбас на внешние рынки с 0,1% до 1,5% от внутреннего производства, а к сентябрю 2019-го — сократилась до 0,9%. По факту внешний рынок казахстанскую колбасу игнорирует.
По итогам пяти лет можно констатировать: операторам программ развития не хватило компетенций монетизировать ресурсы госфинансирования в качество. Пример по коровам. С конца 2013-го по октябрь 2019 года поголовье увеличилось на 37%, с 2,7 млн до 3,8 млн голов. Статистически изменилась хозяйственная форма воспроизводства — от мелкотоварного к среднему. Доля поголовья коровьего стада в фермерских хозяйствах (это основные получатели госсубсидий на приобретение скота) увеличилась с 23% до 37%, и, соответственно, зафиксировано понижение доли поголовья в домашних хозяйствах с 72% до 56%. В сельхозпредприятиях концентрация коров за 6 лет увеличилась с 6% всего до 7%. По сути, официальная статистика показывает, что господдержка АПК в сфере мясной индустрии прошла мимо профессионального бизнеса, но зато обеспечила госуправленцам благоприятную отчётность и возможность декларировать её в официальных докладах о достижениях перевода населения в кооперационную форму ведения хозяйства.
На уровне статистических отчётов зафиксирована позитивная трансформация способов ведения хозяйства в животноводстве от подворья к фермерству. При этом по качественным показателям фермерские хозяйства демонстрируют низкую эффективность. По выходу убойной массы крупного рогатого скота в живом весе у фермеров и индивидуальных предпринимателей показатель составляет всего 52,5%. В хозяйствах населения — 52,9%. По молоку результаты ещё хуже. Надои в подворном хозяйстве составляют в среднем около 2,4 тонны с одной коровы, а у фермеров — всего 1,9 тонны.
Читайте новости в удобном формате в нашем Телеграм-канале!
«По факту внешний рынок казахстанскую колбасу игнорирует».
Потому что местная грязная колбаса и молочка никому там не нужны. Потому что за последние 20 лет в России были построены десятки новых крупных заводов по переработке мяса и молока. С чистыми и светлыми цехами, где стандартом регламентируется даже уровень освещенности помещения. А здесь были песни, танцы, и программа «2030». А потом были жалостливые рассказы Зенченко, о том, как его «не пускают на российский рынок».