На этой неделе в Петропавловске началось главное судебное разбирательство по громкому делу полицейских Есильского РОВД Кайрата Сарсенбаева и Руслана Козырева. Оба обвиняются в совершении преступления, предусмотренного статьей 308 ч.4 п «а» УК РК (превышение власти и должностных полномочий). Бывшим стражам порядка грозит до 10-ти лет тюрьмы. В результате учиненного ими «допроса с пристрастием» 20-летний школьный лаборант Иван Рожнов остался без обеих ног.
Мы подробно рассказывали своим читателям драматические подробности январских дней прошлого года, когда паренек из деревни Ясновка, на которого пало подозрение в краже школьного ноутбука, в ужасе сбежал от районных стражей порядка и двое суток плутал в лесу в лютый мороз. Даже угроза замерзнуть насмерть пугала юношу гораздо меньше, чем перспектива вновь встретиться с ретивыми молодцами из Есильского РОВД.
Напомним, из кабинета иностранного языка сельской школы пропал казенный ноутбук. Ключи были у лаборанта Рожнова и преподавателя-языковеда. 28 января ближе к обеду в школу пожаловал полицейский десант из Есильского РОВД. Вместе с участковыми, всего пять человек. Ивану велели спуститься в кабинет на первом этаже, где занимаются второклашки. По свидетельству лаборанта, беседа со стражами порядка, во время которой его избивали и запугивали, вынуждая признаться в краже, затянулась до семи часов вечера. В результате этой «задушевной беседы» Ивану ничего не оставалось делать, как взять вину на себя. После этого Рожнова посадили в машину и повезли в райцентр Явленку, где, по его словам, на ночь заперли в спортзале РОВД. А на утро подсудимые вместе с парнем отправились на машине в Петропавловск, где Иван обещал отдать якобы украденный им ноутбук. На самом деле, впоследствии признался парень, от боли и отчаянья он оговорил себя и просто тянул время, боясь, что мучители сдержат обещание и запрут его в камеру к настоящим уголовникам. Видимо, полицейские были уверены в том, что их жертва полностью деморализована и не способна к сопротивлению, иначе зачем оставили Ивана в незапертой машине одного? 20-летний паренек сбежал и после двух суток блуждания по окрестным лесам и ночевок в стогах сена в 40-градусный мороз ему ампутировали обе отмороженные ноги…
… В небольшом зале судебного заседания – негде яблоку упасть: журналисты, родственники подсудимых, односельчане. В начале слушания судья выясняет у сторон согласие на фото- и видеосъемку. Пострадавший и его мать не возражают, зато подсудимые — категорически против. Что ж, это их законное право. Государственный обвинитель зачитывает текст обвинения: «Незаконно удерживали Рожнова, применяя физическое и психическое насилие, путем нанесения ударов руками и ногами по различным частям тела. При этом унижали человеческое достоинство потерпевшего, оскорбляли его нецензурной бранью». На вопрос председа-тельствующего об их отношении к предъявленному обвинению, Сарсенбаев и Козырев отвечают: «Полностью не согласны. Виновными себя не считаем».
Начинается допрос подсудимых. Первым свою версию произошедшего рассказывает бывший капитан полиции Кайрат Сарсенбаев. В тот роковой день он в составе оперативно-следственной группы выехал в Ясновскую среднюю школу для осмотра места происшествия и опроса свидетелей.
И вот что интересно: как выясняется, выезд оперативников в Ясновку письменно нигде не фиксировался, все произошло по устному распоряжению начальника Есильского РОВД. Более того, как стало ясно из ответов Сарсенбаева на вопросы адвокатов потерпевшего, полицейские якобы зафиксировали в письменном виде показания всех опрошенных в школе людей, за исключением… самого Ивана Рожнова. На вопрос адвокатов Ивана, почему так произошло, Сарсенбаев ответил, что их об этом якобы попросил сам Рожнов по причине… жгучего стыда за содеянное. Характерно, что в это самое время по своему правовому статусу Иван Рожнов еще не считался подозреваемым, а следовательно – был самым обычным гражданином, наравне с теми учителями, которых полицейские опрашивали вместе с ним.
Однако, это обстоятельство почему-то не помешало Сарсенбаеву и Козыреву, что называется, на ночь глядя, посадить 20-летнего лаборанта в машину и отправиться с ним за 60 км в райцентр. Как поясняют подсудимые, якобы для того, чтобы зафиксировать на видео опрос парня. И здесь уже вслед за адвокатами Рожнова настал черед недоумевать судье: «Почему не отобрали показания на месте, как положено? Зачем потребовалось вести парня в райцентр? Где вообще логика подобных действий?».
Случай с Иваном Рожновым показал, что в Есильском РОВД, похоже, очень вольно относятся к требованиям закона. Как утверждает Сарсенбаев, оперативное сопровождение этого дела было поручено оперативнику Козыреву, однако данное обстоятельство также нигде письменно не было зафиксировано. Также нигде не фиксировался факт доставки Ивана в здание РОВД для опроса. Прямо резиденция английских шпионов каких-то, а не районное управление внутренних дел!
Дальше – больше. Как показал Иван Рожнов, после доследственных действий его отвели в полицейский спортзал, где и закрыли на ночь. Подсудимые это категорически отрицают, заявляя, что отпустили парня после опроса… на все четыре стороны, взяв с него честное слово наутро явиться для совместной поездки в Петропавловск. И опять это вызвало сильный скепсис у председательствующего судьи: «Для чего надо было везти Рожнова в Петропавловск и там оставлять его в незапертой машине. Совершенно непонятна логика ваших поступков. Неужели нельзя было взять у него адрес и самим съездить?».
Словом, судебные слушания только – только начались, но, похоже, чем дальше – тем больше будет возникать подобных «неудобных» вопросов. Но вот найдутся ли ответы на них – пока не ясно. Например, почему с телефона Ивана, оставшегося в руках полицейских, сразу после трагедии были зафиксированы исходящие звонки? Кто и с какой целью звонил? Подсудимые ответили, что понятия не имеют.
Безусловно, степень вины или невиновности обвиняемых будет определять суд. Не будем предвосхищать события. Обратила на себя внимание риторика, используемая подсудимыми. Автору этих строк она показалась, мягко говоря, специфической. К примеру, обвиняемый Козырев, рассказывая о нахождении Ивана Рожнова в здании РОВД, описывал это следующим образом: «Потом я забрал его (Рожнова – В.Г.) с балкона и отдал дознавателю». И даже повторил еще раз – «отдал дознавателю», словно речь идет о некоем неодушевленном предмете. Даже судья удивился и переспросил: «Что значит – отдал?».
Наверное, не приходится удивляться, что перед тем, как опрашивать Ивана, ему даже не зачитали его права. Скажем, право давать показания лишь в присутствии адвоката. Правда подсудимые утверждают, что зачитали. Но поскольку письменно это нигде опять же не было зафиксировано, то верится в это с трудом…
…На судебный процесс Ваня Рожнов вместе со своей матерью Еленой приехали из поликлиники. Вот уже третий месяц 21-летний парень учится ходить без ног, которые ампутированы по колено. Получается не очень хорошо: тяжелые протезы уже спустя час ходьбы причиняют мучительную боль. Бегать и заниматься спортом в них невозможно. Кроме того, новые «ноги» сильно укоротили Ивану рост: раньше он составлял 185 см, теперь – всего 175.
«Я мечтаю о новых удобных протезах, которые стоят, как минимум, тысячу евро штука», — говорит Иван. Рожнов намерен также подать своим обидчикам гражданский иск о возмещении морального вреда. Сумма будет зависеть от того, во сколько семье Рожновых обойдутся новые современные протезы, позволяющие вести более-менее полноценную жизнь.
Показательно, что все обвинения в воровстве с парня давно уже сняты. А злосчастный ноутбук полицейские так до сих пор и не нашли…
Вера ГАВРИЛКО
Пусть восторжествует справедливость.