Первый из них был Музыкант, второй – Поэт. Хотя здесь будет неправильно делить на первых и вторых. Один – Музыкант, другой – Поэт, так, пожалуй, точнее. Но оба они делили мысли и переживания со своим народом посредством гитары, причем оба с помощью семиструнной. Оба носили одну и ту же фамилию. И оба ушли на пятом десятке. Поэт родился практически через 100 лет после смерти Музыканта, сообщает корреспондент Петропавловск.news.
Речь идет о выдающемся русском гитаристе, композиторе, педагоге XIX века Михаиле Тимофеевиче Высотском (по его собственному признанию, правильное написание фамилии было Высоцкий, однако нотные издательства предпочли утвердить слегка измененный вариант). В телепередаче «Встречи с Высоцким» Нина Максимовна, мать Владимира Семеновича Высоцкого вспоминала, что ее сын учился игре на гитаре именно по самоучителю М. Т. Высотского. И наверно, здесь прослеживается не просто связь времен, а что – то помимо этого…
Родившись в семье крепостного, а впоследствии получив вольную, Михаил Высотский переезжает в послевоенную Москву 1813 года, где к нему вскоре придет слава как к одному из ярчайших исполнителей и композиторов современности. Как и его знаменитый однофамилец, которому суждено было прийти только в следующем столетии, Высотский был женат неоднократно. Постоянные кутежи, нужда, полнейшее невнимание к себе и, как следствие, вечная «русская болезнь» преждевременно свели его в могилу. По воспоминаниям тех, кто близко знал его, «Высотский был скромным человеком, но не любил чванливого отношения к своему искусству и, как истинный артист, знал себе цену. В людях больше всего уважал искренность, открытость. За ним иногда присылали кареты, любезные предложения, обещали большие деньги, но он упорно отказывался, предпочитая общество друзей или истинных ценителей музыки, а то и просто мог до самозабвения играть любимому ученику». Вновь связь времен…
В фильме «Начни сначала» герой Андрея Макаревича совершает благородный поступок — сжав кулаки, бросается в драку из – за бестактной фразы своего оппонента о том, сколько якобы зарабатывал Владимир Высоцкий на своих выступлениях. Но на денежный, казалось бы, пошлый вопрос, можно посмотреть по – иному, с точки зрения народной любви, когда та самая шапка срывается с головы и идет по кругу. К примеру, Михаил Михайлович Козаков, притом, что никогда ничего не делал «на потребу дня», тем не менее, считал, что коммерческий успех до некоторой степени является показателем успеха творческого. Когда у Высоцкого XIX века заканчивались деньги (а это случалось, надо сказать, довольно часто – всем известно, что люди искусства в России редко бывали людьми состоятельными), то он, чтобы прокормить свое семейство, поступал просто. Распахивал окно своего дома и начинал играть, не выходя на улицу. Услышав его игру, восхищавшую своей глубиной многих великих современников, в частности, М. Ю. Лермонтова, посвятившего ему стихи, прохожие останавливались и как могли, поддерживали хрупкую взаимосвязь успеха творческого и коммерческого… Если же говорить о Высоцком века двадцатого, от своего отца я слышал историю, вернее, эпизод, рассказанный ему человеком, в свое время работавшем на БАМе. Концерт приехавшего туда Высоцкого, как обычно, собрал огромную аудиторию и в толпе ходили люди с шапками в руках, время от времени задавая «провокационный» вопрос: «Неужели тебе Высоцкому жалко?». Это было излишне — жалко не было никому, и в шапки одна за другой сыпались 25 – рублевые советские купюры…
При некотором сходстве в судьбе и предназначении Высоцкий Михаил и Высоцкий Владимир – явления разные. Однако их воображаемый дуэт, исполняющий душераздирающую «Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная», представляется вполне отчетливо. Одна за другой сменились эпохи, в которых жили и творили два великих Высоцких – Гитарист и Поэт. Но и сейчас от людей искусства иногда неспроста ждут чего – то большего, чем они могут дать. Ничего не поделаешь — связь времен…