Очередной дайджест, или просто обзор, — кому как больше нравится,- представляет собой своеобразный отчёт о поисках формы и содержания, ставших впоследствии основополагающими для музыкальной рубрики. Перед вами — фрагменты материалов, в своё время опубликованных мной в других изданиях и, как мне кажется, имеющих нечто общее с тем, что предлагалось вниманию читателей уже в нашем еженедельнике, отмечает музыкальный обозреватель Петропавловск.news.
Не позволяй душе лениться
К творчеству группы «Круиз» я обращался в одном из номеров газеты «Молодёжная Жастар», и речь тогда главным образом шла о песне «Не позволяй душе лениться» — пожалуй, не менее легендарной, чем сама команда. Не будет преувеличением сказать: именно благодаря интерпретации «Круиза» стихотворение Николая Заболоцкого в начале 80-х обрело второе дыхание — не секрет, что как раз таки по этой причине учащиеся старших классов сплошь и рядом выбирали его для чтения наизусть…
«Что я могу сказать об этой композиции? Ну, конечно, прежде всего то, что когда я нашёл, условно говоря, текст песни, сразу понял, что хочу с ним работать. В данном стихотворении я увидел несколько различных состояний и постарался их передать. С одной стороны, это композиция с медленным «оттенком», с другой – вся вторая часть построена в высоком напряжении, быстром темпе. Когда я написал песню, мне понравилось, но от других услышал только критические замечания из-за таких контрастов. Но через какое-то время песня стала очень успешной, и критика на этом закончилась. Вот как-то так получилось…» (Валерий Гаина)
(«Молодёжная Жастар», 2012)
О «Голосе» и голосах
Можно предположить, что первые два сезона «Голоса» позволили надеяться если не на кардинальные изменения, то по крайней мере на улучшение ситуации в отечественном шоу-бизнесе. Увы, как это часто бывает, затем хорошее начинание было сведено на нет (хотя кто-то, возможно, здесь поспорит, имея на то основания). И тем не менее, резонанс имел место быть – у многих участников телеконкурса появились дальнейшие перспективы работы, да и само их присутствие в новогоднем эфире ОРТ дало хотя бы небольшой повод для оптимизма. Комментарий Леонида Агутина, к которому как к члену жюри я обратился ещё в процессе конкурсного действа, был следующим:
«Поверьте, когда закончится чисто вокальный конкурс, вам будет важно не то, как громко, высоко и даже красиво они поют известные песни, а то, как могут неповторимо исполнять свои. И вот тут – неизвестно…Дай им бог, конечно, но с этой стороны я пока их не знаю. Разные артисты интересны по-разному: кто голосом, кто сердцем, кто стилем, кто умом, кто просто красотой. Хорошо, если артист объединяет в себе два качества, любые из этих. Иногда великолепный голос лишает человека цельного ума или хорошего стиля. В мире много великих звёзд, не имеющих выдающихся вокальных данных, но имеющих стержень внутри и миллионы поклонников. Надеюсь, нашим подопечным повезёт. Постараемся им помочь, но главное – что у них самих внутри»
(«Всё будет хорошо», 2012)
В контексте нескольких статей о «Голосе» было также уместно коснуться темы весьма интересной профессии врача-фониатра. С кандидатом медицинских наук, доцентом Екатериной Осипенко, работавшей с конкурсантами, состоялся следующий диалог:
-Екатерина Владимировна, пожалуйста, несколько слов о Вашей работе на данном проекте…
-Работы достаточно много – порой приходится присутствовать в студии по 10 часов. Как и в процессе оперного спектакля, врач – специалист должен обязательно присутствовать на и конкурсе, оказывая в случае необходимости психологическую помощь. Бывает так, что на репетиции все гладко, но за 10 минут до выступления конкурсант впадает в ступор – «не смогу, не получится», и т.д.
-На мой взгляд, впервые за последние 20 лет на отечественном телевидении появился по- настоящему серьезный вокальный конкурс…
-Да, согласна, впервые после распада СССР. Жюри проводило жесткий отбор участников и дело доходило до того, что решающим моментом было не только то, насколько они правильно интонируют, но и насколько точно могут донести смысл исполняемых слов. Люди на проекте поющие, с хорошими данными. Лично для меня небольшой негативный момент заключается в том, что преобладает англоязычный репертуар. Выросло поколение, которое хочет исполнять именно такую музыку, в точности копируя манеру, скажем, Уитни Хьюстон или Кристины Агилеры. А ведь русский язык считается сложнейшим с точки зрения вокальной техники. Но, как вы, наверно, заметили, конкурсантов специально стараются ставить в разные условия: вчера ты спел это, а сегодня сделай что – нибудь абсолютно не в твоем стиле.
-Сами члены жюри за помощью не обращались?
-Естественно, ведь определенную нагрузку испытывают и они, резонация складок возникает даже от прослушивания. Потому на уроках вокала не рекомендуется присутствовать третьим лицам. Или педагоги часто допускают ошибку, заставляя заболевшего ученика все равно «сидеть на хоре», а это путь к профзаболеваниям.
-Но ваша специальность, насколько я знаю, предполагает работу не только с певцами?
-Да, сложился стереотип, что фониатры – это «придворные» врачи певцов. На самом деле фониатрия — это раздел отоларингологии, и кроме вокалистов, к нам обращаются люди разных профессий, испытывающие определенное давление на голосовые складки – педагоги, очень часто менеджеры. Много приходится работать с детьми. Даже для пациента, профессия которого не связана с музыкой, осиплость более недели – повод обратиться к специалисту. Зачастую не хватает отоларингологов, что же говорить о нас. Правда, в нашем центре проходили обучение по фониатрии два отоларинголога из Астаны.
-Предположим, завтра ответственное выступление, голос пропал. Может специалист восстановить его за такой короткий срок?
-Да, конечно.
-Кроме того, существует распространённое мнение о том, что сцена все лечит и пропавший голос вдруг, откуда ни возьмись, появляется…
-Возможно, в отдельных случаях адреналин срабатывает. Но при более тяжелых заболеваниях голос сам по себе не восстановится и без участия врача не обойтись…
(«Квартал», 2012)
Прогулка в гитарном настроении
Материал, посвящённый творчеству гитариста, педагога, композитора Александра Виницкого, успешно и плодотворно разрабатывающего идею адаптации джаза, блюза на классической гитаре, увидел свет также несколько лет назад…
«Джазовая музыка и вообще музыка очень рано вошла в мою жизнь, когда я ещё не умел играть ни на чём. И это, как я понимаю сейчас, самое важное в моей жизни. Всё началось в моей семье, где папа, прошедший войну, вернувшись с фронта ещё совсем молодым (ему было всего 24 года), увлёкся джазом, который звучал тогда в американских трофейных фильмах. Джаз всегда звучал в нашем доме из приёмника, собранного отцом, а позднее на пластинках. Я и мой старший брат Виктор все школьные годы собирались в школу под роскошную джазовую музыку, а в это время родители собирались на работу. Вот так я принял джаз как свою музыку. Оставалась только встреча с гитарой, которая произошла уже в возрасте 14 лет. Я много занимался, и ,оставшись один, часто импровизировал. Стиль, который я представляю сейчас в своих концертах, формировался многие годы, но импульс играть сольно как ансамбль, с линией баса, гармонией и соло одновременно дал мне канадский гитарист Ленни Брю. А поскольку всё это время я учился и заканчивал сначала муз.училище по классической гитаре, потом Гнесинскую Академию, где ещё не преподавалась джазовая гитара, то мне приходилось многие годы исполнять в концертах много классической музыки и добавлять свои джазовые композиции. Блюз занял огромное пространство в моих фантазиях – это уникальное музыкальное явление, которое я никогда до конца не смогу исчерпать. Я написал много музыки в стиле блюз, читаю лекции и учу импровизировать в блюзе, выпустил диск «Только блюз», играю целую программу со струнным квартетом под названием «Прогулка в блюзовом настроении», но так и не могу сказать, что до конца насладился им. Дело ведь не только в самой гитаре. Обычное выражение, что «он играет на гитаре» можно повернуть иначе – гитара играет на нём. Да, гитара – инструмент, который даёт бесконечное количество вариантов исполнения. Начиная от разных стилей и использования различных приёмов до использования новых электронных средств. Но всё-таки я считаю, что инструмент звучит в руках мастера и способен выразить все его идеи и фантазии. Сценарии и образы, которые возникают у музыканта – художника, передаются этому удивительному инструменту только через прикосновение. Именно оно определяет новые возможности. Нет более приспособленного инструмента, чем гитара для игры на ней разными способами и в разных стилях» (Александр Виницкий)
(«Неделя СК», 2012)
По-прежнему кружатся диски…
Возможно, одна из моих первых статей с участием известного в Петропавловске коллекционера-филофониста Александра Сайкова была попыткой сделать и первое заседание «Винилового клуба». Случилось это три года спустя, а на тот момент заседание проходило в гостях у моего собеседника – среди стеллажей и многометровых рядов виниловых пластинок…
«Свою коллекцию я начал собирать более сорока лет назад»-, с увлечением рассказывает Александр Алексеевич. « Любовь к музыке привела меня не только к этому увлечению, но и к радиотехнике, звукорежиссуре. Любимая тематика- джаз, но коллекционирую также классику, эстраду. В основном все это приобретал в розничной сети фирмы «Мелодия», что-то привозил из командировок и до сих пор ищу и нахожу что-то интересное. Кстати, в нашем городе есть немало коллекционеров, которые увлекаются филофонией. Или просто находятся любители, которым нравится виниловый звук. А в Москве есть специальные клубы, где общаются собиратели винила, да и сами пластинки кое-где выпускаются до сих пор. Порой даже сами музыканты признаются, что предпочитают этот носитель, ведь старая добрая виниловая пластинка дает более натуральное звучание. Конечно, здесь нужна соответствующая аппаратура. Минус в том, что при воспроизведении слышатся посторонние шумы. Однако на более позднем поколении проигрывателей сигнал шел с опережением и в результате шумопонижения качество заметно улучшалось. Лазерные же диски, на первый взгляд столь совершенные, из-за обилия низких частот порой выдают весьма спорное звучание. Лично мое мнение — от прослушивания компакт-диска быстро устаешь, а виниловый диск можно слушать довольно продолжительное время».
(«Северный Казахстан», 2012)