Неослабевающий интерес к симфо-роковым экспериментам тех или иных групп вполне понятен, поскольку существует немало примеров, убедительно доказывающих: академическая и рок-музыка – понятия отнюдь не взаимоисключающие. Помимо прочего, сюда относится и «Концерт для группы с оркестром» DEEP PURPLE, и «Кашмир» LED ZEPPELIN, и сравнительно недавний, весьма удачный проект SCORPIONS. Предметом же сегодняшнего обсуждения является композиция “Atom Heart Mother”, вышедшая на одноимённом альбоме PINK FLOYD в 1970 году, сообщает ведущий музыкальной рубрики Петропавловск.news.
Историю создания этой сюиты (с 2012 года входящей в программу предмета «Музыка» в школах Франции – прим.авт.) с присущим ему юмором рассказал Ник Мейсон в книге “Pink Floyd Inside Out”. Свои воспоминания “The Flaming Cow: The Making of Pink Floyd’s Atom Heart Mother” издал также Рон Гисин, во многом благодаря титаническим усилиям которого и был осуществлён амбициозный замысел великой британской группы. И благодаря которому состоялось очередное наше виниловое заседание — музыкант, композитор и дирижёр охотно согласился дать специальный комментарий для “Pkz”…
— Однажды мне задали вопрос: какому направлению академической музыки и какой композиторской школе ближе всего «Мать с атомным сердцем»? (название взято из газетного заголовка – прим.авт.) Честно сказать, не имею понятия! Решать слушателям (если угодно – потребителям). Когда я впервые издал свою работу на виниле, вместо общепринятого “File under rock” или “File under classical” указал: “File under Ron Geesin”. Я не принадлежу к какой-либо группе или течению, просто стараюсь быть самим собой. Могу сказать только, что меня, например, всегда восхищал классический джаз 1920-40-х, кроме того, виртуозная фолк-музыка – румынский, индийский, африканский, индонезийский фольклор. И, конечно, произведения всех выдающихся классических композиторов, включая Рахманинова, Прокофьева, Скрябина, Равеля, Дебюсси.
Когда всё это делалось, группа оставила меня с так называемой “backing tape”, содержащей большинство гитарных, бас-гитарных, органных и барабанных партий и отредактированной до приблизительно окончательной продолжительности. Не было никаких инструкций, кроме того, что мы договорились, над какими разделами я буду работать. Для начала мне пришлось прослушать всю 20-минутную ленту и выписать все аккорды. После чего написал партии для духовых, хора, и соло виолончели, которое, лучше сказать, было вплетено в материал на “backing tape”. Ну а дальше группа услышала то, что было сыграно и спето на сессиях записи…
В общем, самым трудным для меня в 1970-м было не написание партитур (как раз это проходило сравнительно плавно!), наибольшие трудности заключались непосредственно в сессиях на Abbey Road. Кстати, меня также спрашивали: по моему мнению, появилось бы “Echoes”, не будь “Atom Heart Mother”? Вновь затрудняюсь с ответом, тем более что не следил за музыкальным развитием “Pink Floyd”, будучи слишком занят собственными проектами. Но могу сказать определённо: подерись я с валторнистом, “Atom Heart Mother” вряд ли бы возникла. Некоторые духовики заставили меня тогда основательно поволноваться…
В 2008-м композиция была восстановлена для Chelsea Festival в Лондоне. Здесь уже не возникло каких-то особых проблем, не считая мотивации что-то сделать, не выискивая предлог отложить начатое. И, приступив к этому проекту, я расширил сюиту, дописав несколько новых частей для виолончели и поработав c “Funky Dung”, неправильно записанной в первоначальном варианте. Подробности описаны в моей книге “The Flaming Cow”.
Ну а если вы спросите меня, насколько перспективен синтез такого рода в будущем, позволю себе утверждать: любое творческое усилие перспективно! Зависит от того, кто именно делает то или иное. Извечная проблема – создать правильную структуру. Моей целью на “Atom Heart Mother” было органично интегрировать новый, неожиданный материал в довольно обычную прогрессивную рок-структуру A/B/C/D/C/B/A (говоря упрощённо). Это представляло собой как бы процесс плетения: вид рукоделия с некоторыми элементами чисто художественного плана. Так что есть много способов создать подобный «альянс» – рок-содержание (если можно так выразиться) могло бы быть представлено Концертом для двух скрипок с оркестром (имею в виду сочинение Баха), или использовано в качестве звуковых слоёв в гигантской оркестровой фактуре. Привожу только два примера…