Надо сказать, что музыканты легендарного «Круиза» не обделяли вниманием «Петропавловск.news». Интервью по интернету нам давали Матвей Аничкин, Сергей Сарычев, Виталий Валитов. Перечислять регалии очередного и, как всегда, долгожданного интернет-гостя можно долго. Но чтобы приковать внимание читателей и, конечно, слушателей, достаточно просто назвать его имя. Как и многие герои наших интервью, Валерий Гаина вышел на связь, будучи занят студийной работой. При этом сразу же согласившись ответить на несколько вопросов специально для нашей музыкальной рубрики…
— Валерий Борисович, здравствуйте!
— Привет! Как давно я все-таки не был в Казахстане! Очень давно, с 80-х…
— Вы здесь были как трио «Круиз» вместе с Федором Васильевым и Сергеем Ефимовым?
— Да, именно в этом составе и были. По-моему, дважды. Ну и до этого были съемки в горах под Алматы. Снимали видеоклип на песню «Не падай духом» для «Утренней почты».
— Валерий Борисович, хотелось бы узнать самые свежие новости о Вашем творчестве лично от Вас. Что за мастеринг сейчас делаете, если не секрет?
— Я только что закончил сведение альбома группы «PR» из Уфы. Буквально сейчас занимаюсь мастерингом, как раз работаю, нахожусь в процессе. 12 песен в альбоме, очень интересная группа. Она, в принципе, достаточно тяжелая по звучанию, это рок-музыка, но очень разнообразная в этом жанре…
— Понятно, спасибо. Валерий Борисович, Вы родом из Молдавии. Группа «Норок» оказала в свое время влияние, слушали, любили?
— Еще как! Пытаюсь вспомнить, в каком возрасте я был, когда их уже слушал… Думаю, что где-то мне было лет 10-12. Они мне очень понравились, напомнили «Битлз», потому что я настолько был влюблен в то время в музыку битлов! (напевает мотив «О чем плачут гитары»). Очень были интересные песни у них, самое главное, мелодии интересные. И как эти песни исполнялись – это было самое интересное для меня с точки зрения аранжировок, исполнения на гитарах. Уникально, здорово все это было на то время, и они оказали на меня очень большое влияние, на какой-то период моего творчества. Пока я не ушел от этой музыки в сторону, скажем, более «металлической». Я их всегда ценил, считал уникальной группой, которая очень много сделала для истории нашей бит-музыки.
— Теперь хотел бы поговорить о пластинке «Ступени», на которой Александр Барыкин пел песни Давида Тухманова, а Вы исполняли партии соло-гитары. Пожалуйста, несколько слов об этой работе.
— Прежде всего, я хочу сказать, что Саша Барыкин для меня был очень близким другом. Я жил рядом со станцией метро «Ждановская», и он ездил в Москву фактически «через меня», все время заезжал ко мне в гости. И в один прекрасный день предложил поучаствовать в записи соло-гитары на этом альбоме. Я сказал: «Без проблем, всегда рад!» — я Сашу очень любил, мне нравилась его музыка, то, что он писал, как пел. Мы сымпровизировали фактически все, что я сыграл, он мне не присылал никаких песен, чтобы я дома разобрал. Я просто приходил в студию, это была мобильная студия типа автобуса, которая стояла на территории фирмы «Мелодия». Помню, приезжал по вечерам, буквально раза три-четыре, и за эти три-четыре студийные сессии мы и записали все мои соло. Все происходило очень быстро, очень интересно, в таком творческом единстве, что ли. Потому что по поводу всего, что я играл, Сашка говорил, что это здорово. А я отвечал: «Нет, подожди, мне это не особо нравится, можно, я тут кусочек перепишу?» (смеется). И что-нибудь другое придумывал по ходу действия. Я всегда любил сыграть один раз так, а потом по-другому, чтобы посмотреть, какой наиболее интересный вариант. Но все равно это происходило быстро, зато были разные варианты, из которых мы могли выбрать более интересное соло. Вот такая процедура записи была у нас.
— Какое соло Вы считаете наиболее эталонным, хрестоматийным за всю историю рока?
— Вау! Очень сложный вопрос. Потому что, все-таки, в разное время по-разному, наверное, я оценивал это все… Когда я совсем был молодой, развивался, разумеется, были времена, когда Ритчи Блэкмор был для меня самым выдающимся гитаристом, который перевернул мое понимание гитары как таковое. Потому что до этого я слушал, скажем, «Битлз», или тот же «Норок». А потом появился «Дип Перпл», если взять, допустим, ту же самую «Child in Time», я просто не мог остановиться, снова и снова слушал. И его уникальное соло, развитие этого соло… Вот, наверняка можно с него начать и его назвать примером, хотя позже Блэкмор перестал быть моим любимым гитаристом, потому что он уже как-то потерялся для меня как та гитарная личность, которая была в начале группы «Дип Перпл». Но это не означает, что я его перестал уважать, потому что все, что он создал, имеет место быть, это живет, это среди нас, уже мы этим делимся и оцениваем их новые работы уже по-новому. Поэтому в этом ничего страшного я не вижу, возвращаясь во времени, то я бы его привел в пример в данном случае, в ответ на твой вопрос.
— По моим наблюдениям, большинство современных подростков, приходя в класс гитары, идут все-таки не от Блэкмора с Пейджем, как когда-то Ваше поколение, а от более поздних групп. Как Вы считаете, так и должно быть?
— В принципе, понимаешь, я могу сказать просто свое мнение. Они растут в другое время, основываются совершенно на другой музыке, для них это корни, как для нас то, что мы слушали в свое время. Поэтому мы вряд ли сможем все понять однозначно. Живя в Америке, я вижу, что очень многие молодые ребята слушают «Лед Зеппелин», слушают классику рока, а потом и современную музыку. У нас же, в России, я заметил, что классику не особо знают и не особо слушают…
— Согласен. Пожалуй, в Казахстане тоже.
— Да, другое немножко отношение к этому всему. Мне трудно судить, сказать, это хорошо или плохо. Просто они для себя выбирают другую музыку, чувствуют, что она на них влияет больше. И я могу сказать, что когда я только становился гитаристом, всегда старался идти в ногу со временем и ориентировался больше уже, допустим, не на «Лед Зеппелин», а начинал слушать «Металлику», Джо Сатриани, Ингви Мальмстина. То есть разные поколения – одни уходили, другие появлялись. Это, в принципе, нормальное явление, так и должно быть. Я считаю, это является нашим внутренним ростом. Самое главное – не тормозиться, не останавливаться на чем-то одном до конца своей жизни. Мне кажется, что если мы способны изучить, знать, прожить и даже переиграть массу классического рока и потом внедриться еще и во все новое, что происходит вокруг нас, это лишь только делает нас богаче. Потому что во все времена есть прекрасная музыка – и в том поколении, и в этом, и во всех поколениях. Достойная музыка, на которой можно основываться и развиваться как музыканту. Так что самое главное, чтобы они выбирали хорошую музыку, на которой они должны развиваться, а не просто играть ради того, чтобы сказать: «О, я играю рок!» Важно найти самое лучшее, что есть в музыке сегодняшнего дня!