В старинной Солдатской церкви Петропавловска, стены которой хорошо сохранились, сейчас функционирует заводской цех. Общественники предлагают вспомнить о том, что это одно из самых старых зданий города, и восстановить его, рассказывает Петропавловск.news.
Об истории крепостной церкви шла речь на встрече в библиотеке им. Сабита МУКАНОВА. Старинное здание, расположенное на высоком берегу реки Ишим, знают все горожане. Правда, понять, что ранее это был храм, трудно. Когда-то его «обезглавили», надстроили, разместив в церкви производственный цех. К сожалению, в таком виде он остается до сих пор.
Священнослужитель, магистр богословия Михаил БЕРЕЗИН напомнил, что первая церковь появилась на территории крепости, заложенной в 1752 году, и носила имена св. апостолов Петра и Павла (позже такое название получил другой православный собор города).
— Это храм с самой древней историей в городе: его предтеча – деревянная церковь для воинского гарнизона была построена в 60-70 годы XVIII века, — сказал иерей Михаил. — Со временем она обветшала, возникла надобность разобрать эту церковь и построить новую, что и было сделано.
Как выглядел этот каменный храм, можно узнать благодаря фотографиям, сделанным в 1929 году.
Согласно архивным документам, строительство длилось до 1841 года. Возведена эта церковь была исключительно на средства прихожан.
— Просматривая материалы центрального государственного архива РК, я наткнулся на летопись крепостной церкви Петропавловска, — рассказал Михаил Березин. — Я заказал ксерокопию, это уникальные документы. Приходское летописание в РПЦ повсеместно возникло только в 1880-е годы. А вот эта летопись считается одной из первых, она начата еще в 1847 году! То есть в большинстве приходов еще и не задумывались, а у нас уже вели летописание.
По словам иерея Михаила, из летописи он узнал о многих событиях из жизни города. Это и наводнения, и пожар, датированный 1848 годом, который уничтожил нижний посад, после чего город стал развиваться наверху. Это строительство железной дороги и визит в Петропавловск будущего императора.
Что касается истории храма, то, как рассказал лектор, после революции был в недрах РПЦ такой раскол, в результате которого треть приходов откололась и стала жить самостоятельно — без канонического управления. И крепостная церковь примкнула к этому расколу в 20-е годы прошлого века.
— Но потом так произошло, что власти решили поделить православные церкви между обновленцами и сторонниками патриаршей церкви поровну, — поведал Березин. — И вот эту церковь отняли у обновленцев и отдали патриаршей церкви. Произошло это в 1927 году. К сожалению, после церковь долго не продержалась. Периодически ее хотели закрыть. В 1931 году хотели, тогда говорили, мол, 10-15 старушек там стоят, зачем им такое гигантское здание, когда можно сделать что-то более востребованное. Но прихожане смогли доказать, что их много, и капремонт они сделали. А вот в 1938 году отстоять храм уже не получилось. Тогда здание церкви передали под профтехобразование школе для инвалидов. Позже, в начале Великой Отечественной войны, в здании бывшей церкви разместился лакокрасочный цех завода электротехнических изделий. Это эвакуировали в Петропавловск ряд предприятий из Московского региона. В 1941 году здание начали переоборудовать, а с февраля 1942 года там разместились цеха. Производство в храме существует и по сегодняшний день, там находится цех предприятия «Изолит». Верхнюю часть храма, где были купола и кресты, снесли, а потом была надстройка, причем, из кирпичей разобранной ограды старого мусульманского кладбища.
Участники встречи отметили, что руководство предприятия «Изолит» разрешает верующим бывать на своей территории, которую содержит в идеальном порядке.
На площадке перед бывшим храмом установлен крест в память об основателях города. Но тот факт, что и спустя годы старинную православную церковь занимает производство, не может не удручать.
По закону РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», такие объекты используются только в научных, образовательных и информационных целях, изменение памятников запрещается. Также запрещается проведение работ, которые могут создать угрозу их существования.
Другой закон – «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности РК» гласит, что на территориях, имеющих памятники истории и культуры, устанавливаются границы особого регулирования, в пределах которых запрещается или ограничивается архитектурная, строительная деятельность.
— По закону здесь вообще запрещается размещать производства, — сказал известный общественник, художник, бывший главный архитектор СКО Александр ЛИСТОПАДНИЙ. — Давно есть решение исполкома о переносе производства из этой части города в промышленную зону. И «Изолиту» в промышленной зоне место давали. Они, насколько я знаю, часть помещений вроде перенесли. А этот цех оставили прямо в сердце города, в месте, где Петропавловск возник. Да, они сохранили порядок на территории. Но разве правильно использовать Дом Бога на земле для производства гетинакса? А ведь там даже росписи частично проглядываются.
…Может, пора восстановить храм, передать его верующим? Да, сложностей много – финансовых, экономических. Но это было бы правильно, на мой взгляд. Есть же территории для производства. Повторю, по закону в селитебной зоне нельзя размещать промпредприятия! Речь о сердце города, его колыбели, где давно пора сделать реконструкцию, сделать набережную! Нужно хотя бы частично восстановить крепость. Там потрясающая панорама, и туристов это безусловно привлечет.
Глядя на результаты многообещающих «реконструкций» Центрального парка и пространства по соседству с Драмтеатром, приходишь к выводу, что и в случае с местом бывшей крепости подобный проект ничем хорошим не обернётся. Территория «Изолита» ухожена, грунт в своё время силами и личными средствами сотрудников был рекультивирован, и отдавать всё это на растерзание нынешним «благорасстроителям» определённо не стоит. Уцелевшая часть здания православного храма, надстроенная с использованием кирпича ограды мусульманского кладбища — потрясающий своеобразный символ единения представителей разных этносов и конфессий перед лицом общих невзгод, поэтому, думаю, вместо полного восстановления в соответствии с исходным назначением это здание лучше передать под этнографический музей (мечеть №4 — достойный пример аналогичного подхода), в котором город давно нуждается и который фигурировал в давних планах масштабного преобразования этого исторического места. И смотровая площадка над крутояром, а также ведущая к ней из Подгоры по склону каменная лестница стали бы его превосходным дополнением.
Безусловно надо восстановить крепость именно в качестве музея. В идеале это все должно функционировать в комплексе с парой деревенских крепостей. А заниматься этим должны толковые люди, наши местные патриоты, бизнесмены, краеведы. Для области и города это важный элемент самосознания и приезжим будет что показать. Понимаю желание церкви получить себе еще один храм, но не знаю стоит ли ломать надстройку и восстанавливать именно церковь. Возможно стоит восстановить облик уцелевшей части. А надстройка ведь тоже уже часть истории и имеет значение. Жаль мало что настоящего сохранилось и Казахстану в рамках некой своей истории это все не интересно, хотя крепость создавалась по сути как акт и символ дружбы народов и конфессий. Такой она должна быть и остаться потомкам.