50-летию творческой деятельности посвящается — есть основания полагать, что в данном случае нет намека на пафос, — принимая во внимание количество (а главное качество) созданного за полсотни зим и весен. История не такая уж маленькая — даже если взять только девятнадцать из них, особенных для Валерия Ярушина и его коллег по сцене и авторству, — отмечает ведущий музыкальной рубрики Петропавловск.news.
«Помню, стихи были напечатаны в «Юности». Песня родилась в минуты — просто сел за фортепиано, спел и сыграл. Даже не ожидал, что «Приглашение в гости» дадут записать на «Мелодии». Пели недолго, наверное, год. Потом как-то все сошло на нет…»
(Ростислав Гепп)
Включая песню, основой которой послужило стихотворение Игоря Голубева (существует также вариант на музыку Андрея Крючкова — прим.авт.), по-разному сложилась судьба историй «Ариэля» (расскажу тебе, кума!) — больших и маленьких, выходивших на маленьких и больших пластинках, а то и просто магнитофонных лентах. После пластинки старой, пожалуй, никто не удивился бы, если «буратинящий» эффект в «Комнате смеха» был достигнут и без ускорения пленки — поскольку над незначительными чудесами техники превалировали значительные чудеса техники музыкантской и актерской…
«Сначала просто как песенка, потом как некий спектакль. А вот теперь уже импровизация, и стараюсь не повторяться!» Попадание Бориса Каплуна в образ Бабы-Яги — так же как и попадание Теодора Ефимова в репертуар «Ариэля», — оказалось стопроцентным («Творческий процесс был таков — я показывал песни, которые должны были им подойти. После отбора все было просто: «Ариэль» делали аранжировки сами, а мои песни в «Синей птице» аранжировал я»).
И тем не менее, в долгу перед «Ариэлем» фирма «Мелодия» оказывалась неоднократно — в числе таких долгов вполне отчетливо можно представить и «Сказание о Емельяне Пугачеве», и «Мастера», и гиганты из серии «На стихи…»
«Любая работа для «Ариэля» у меня занимала несколько месяцев, кроме «Сна ковбоя». Очень ответственно относился. А с «Ковбоем» — Ярушин торопил, хотелось ему эту шутку осуществить поскорее…»
(Сергей Кутанин)
О степени ответственности в свою очередь можно судить, основываясь на том, как создавались легендарные аранжировки русского фольклора:
«Когда я получил добро на выпуск следующего диска, пошел в публичную библиотеку в Челябинске, набрал больших дисков русских народных хоров и начал слушать. В общей сложности прослушал свыше 600 песен. Выбрал самые пригодные для мужского ансамбля — их было очень мало. В основном были песни, написанные для женского вокала и с женскими словами…»
(Валерий Ярушин)
Выбрать же самые любимые ариэлевские вещи одновременно и легко и сложно — их, как и дней несочтенных, полно…А значит, как и «Мастера», сам этот уникальный коллектив отмечен почерком Мастера — сорок восемь зим и весен тому назад…