Толе би Алибекулы (1663–1756/1758) – бий Старшего жуза, один из трех великих биев, объединивших батыров и ханов трех жузов в борьбе против джунгар, соавтор первого свода законов казахской степи – «Жеті Жарғы», оратор (шешен), общественный деятель, философ-мыслитель, автор многочисленных стихов-назиданий, пишет Петропавловск.news.
Бий Старшего жуза родился на джайляу Жайсан на берегу реки Шу в Жамбылской области, недалеко от Тараза, в семье он с детства наблюдал действия отца в решении различных споров. С юных лет отличался красноречием, чувством справедливости, логикой мышления, находил выход в трудных ситуациях. Существует притча о мудром его подходе в судебном споре, который не мог разрешить его отец. В 9-летнем возрасте он стал свидетелем трудноразрешимого вопроса, когда две женщины утверждали, что потерявшийся во время войны мальчик их сын. Толе, недолго думая, взял саблю и предложил разрубить ребенка пополам на двоих. Настоящая мать тут же вскрикнула: «Не надо, пусть лучше ей достанется, только бы был жив!»
С 15 лет принимал участие в собраниях биев, с 20-ти – в управлении страной, знал арабский и персидский языки. Он остался в памяти народа как справедливый судья и мудрый человек.
Его наставником был святой Анет баба, в те времена авторитетный мудрец, который дал свое благословение трем более молодым мудрым биям казахского народа – Толе би (1663–1756), Казыбек би (1665–1756), Айтеке би (1666–1718), сказав им: «Будьте на стороне справедливости, злу будьте врагом». Бии были наместниками ханов и при Аблае оказывали большое влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику того времени. В частности, Анет-баба сказал Толе би:
«Мне казалось, что ты сын своего дома, но оказывается, ты сын своего народа. Стань восходом утренней зари, звездою счастья в его судьбе».
В свою очередь, и Толе би, который был советником хана Тауке и наставником Аблай-хана (чтобы защитить 12-летнего Аблая от врагов, он изменил его имя на Сабалак и выдавал за пастуха, считал его крестным сыном), воспитал немало батыров и биев-шешенов (Утеген, Куттыбай, Жолбарыс, Досай, Есей и др.). Койгельды батыр, герой Анракайской битвы, получил благословение Толе би, который, наряду с важными наставлениями, высказал мысль, чтобы он для народа стал ураном (боевым кличем). Действительно, в XVIII веке для племени шымыр имя Койгельды стало родовым кличем, он стал вторым авторитетным человеком после Толе би для народа Южного Казахстана. Об этом писал знаток истории Мухамеджан Тынышбаев.
Мудрый Толе би говорил: «Без единства ни в одном деле толку нет» . Он был идеологом единства народа и справедливости, считал, что нужно ценить не выгоду, а честь. Призывал народ Старшего жуза переходить к оседлому образу жизни, заниматься земледелием и дружить с северным соседом – Россией, который в военном отношении мог быть опорой для степняков. Когда в начале XVIII века ханская власть ослабла из-за междоусобиц и нависла угроза порабощения народа внешними силами, три бия трех жузов проявили мудрость, объединив ханов и батыров в единую силу против джунгарского нашествия. По их инициативе в 1726 году на возвышенности Ордабасы собрались ханы, султаны, батыры и бии, чтобы решить вопрос о сплочении казахских жузов и централизации власти. Толе би, в частности, сказал:
«Народ лишился покоя и охвачен унынием, и, глядя на него, омрачается моя душа. Кто услышит этот заунывный плач развеянного по степи униженного народа? В это скорбное время, когда обрушился остов юрты и всюду раздаются тяжкие стоны, найдется ли смельчак, способный зажечь светоч единства? На всех ныне лежит судьба народа, общая судьба, общая доля. Сообща вернее найдем мы путь к миру, назначим верховного сардара. Поводья войска трех жузов отдадим в надежные сильные руки одного предводителя. И соберем все силы в единый кулак и докажем, что все вместе мы – народ. Таков мой совет. К разуму взываю, братья!»
Ему также принадлежат слова:
«Народ, который живет в единстве и согласии, ничто не сломит – ни враги, ни напасти», «Где нет единения и согласия, враги могут легко одержать победу».
Немало его мудрых изречений получили широкое распространение в народе и стали крылатыми словами.
Его отличали не только справедливость и мудрость, но и скромность, он говорил: «Я всего лишь один из тех, кто жил и работал рядом с Казыбек би и Айтеке би». Еще один пример его скромности и уважения к наставнику: в период, когда Туркестан был столицей казахского народа, как-то люди спросили у главного бия уйсунов Толе би: «Если мы ошибемся, собьемся с правильного пути, мы спросим совета у Вас. А если Вы ошибетесь, на кого опереться?».
– Разве нет Анет бабы? – ответил Толе би.
Он занимал должность верховного судьи, был главным бием трех жузов и пользовался большим авторитетом народа в качестве справедливого судьи, его уважали даже враги. Его основным принципом были слова: «У настоящего бия не бывает понятия родства». При составлении «Жеті жарғы» («Семь уложений») хана Тауке он предложил принципы судопроизводства, которые были приняты народом.
Большую часть жизни он провел в местности Акбурхан вблизи Ташкента, где и умер. Шесть лет Толе би был правителем Ташкента (1743–1749), там и похоронен.
Жизнь и деяния Толе би отражены в искусстве, литературе и устном народном творчестве. Композитор Ж. Турсунбаев написал оперу «Толе би» (1995). В честь его 350-летия (1913) в Жамбылском областном драмтеатре состоялась премьера спектакля «Толе би» по одноименной драме Е. Алимжана.
Создан художественный исторический фильм «Толе би» о жизни главного бия Старшего жуза и его роли в объединении казахских жузов в борьбе против нашествия врагов (режиссер Б. Дауренбеков, шымкентская киностудия «САК»). Роль Толе би в зрелом возрасте сыграл артист Талдыкорганского областного драмтеатра им. Б. Римовой С. Жумадилов, в молодости – студент ЮКГУ им. М. Ауэзова А. Толенов, в остальных ролях – актеры местных театров.
Писатель и драматург Б. Абильдаев написал пьесу «Толе би» и книгу «Төле би мен Қойгелді батыр» (1992). Кожаберген-жырау (1663–1763) в дастане «Баба тіл» («Язык предков») восхищался мудростью Толе би и его верностью народу. По совету Абая и по тем сведениям, которые он представил, его ученик Кокбай (1861–1925) написал дастан «Сабалак» об Аблай-хане, где немало сведений и о Толе би. Народный акын из Южного Казахстана Казангап Байболов (1891–1945) сочинил дастан «История Толе би», его прославляли многие поэты и жырау, в том числе и Бухар-жырау. О его жизни и ораторском искусстве написал книгу «Степные мастера слова» Н. Торекул и др.
Монумент трем биям, олицетворяющим единство казахского народа, установлен на холме Ордабасы, на южном склоне Каратау в Туркестанской области (высота 17 м.), памятники им находятся во многих городах республики.
В Таразе установлен памятник мудрецу Толе би из гранита и бронзы высотой 11 м., также в Шуском районе, в Сарыагаше. Одна из вершин в системе гор Западного Тянь-Шаня, на границе с Узбекистаном, носит имя Толе-би (3860 м.).
Исторические сведения о дипломатической деятельности Толе би имеются в российских и китайских источниках, осталось немало сказаний и легенд.
Фатима Оразбекова, педагог-ветеран, член Союза журналистов