Посвящая серию материалов легендарным группам 70-х, невозможно обойти вниманием нашумевшие в свое время гастроли «Песняров» в США 1976-го. По своей значимости и резонансу данное событие можно сравнить с эпохальной хоккейной суперсерией «СССР – Канада» в 1972 году. А старые верные поклонники, конечно, помнят статью «Песняры» в Америке» в журнале «Ровесник» с подробным рассказом о заокеанском турне и фотографиями, на одной из которых было запечатлено вдохновленное, как обычно, выражение лица Владимира Мулявина. Правдивой информации на Западе о Советском Союзе, как, впрочем, и сейчас о России, было мало. «Как, у вас есть цветные телевизоры?» — удивлялись американцы, общаясь с белорусскими артистами, сообщает корреспондент Петропавловск.news — ИА — REX – Казахстан.
Конечно, до сих пор находятся иронизирующие скептики, мотивирующие тем, что «популярности там мы так и не добились». Но нетрудно понять простую истину: цель была иная – показать, что в СССР были суперпрофессиональные группы, ни в чем не уступающие, а кое в чем даже превосходящие своих западных кумиров, учитывая более скромное техническое оснащение. И великая команда великого Мулявина в разгар «холодной войны» справилась с этой задачей блестяще. Хотя и сами музыканты, и их руководитель считали, что СМИ уделяют американским гастролям слишком много внимания – это обычная работа. «Вот когда мы в Одессе играли…», — начинали порой рассказывать «Песняры»…
С целью пообщаться о том совместном турне «Песняров» и американской фолк-группы «The New Christy Minstrels» мы обратились к основоположнику коллектива Рэнди Спарксу, который посетовал на то, что он в этом туре не участвовал. Работая концерт с группой в Лос-Анджелесе, музыкант, тем не менее, нашел для нас время, сделав все, чтобы мы могли связаться с ветераном «The New Christy Minstrels», выступавшим в одной программе с «Песнярами». Итак, Керк Джексон – специально для «Петропавловск.news».
— Керк, давайте вспомним Ваш совместный тур с «Песнярами» в 1976-м. Какой была Ваша первая встреча?
— Дмитрий, прежде всего, хочу сказать, что я счастлив вспомнить тот далекий 1976-й, когда мы гастролировали с «Песнярами». «The New Christy Minstrels» тогда находились в середине автобусного тура, программа называлась «Community Concerts». Мы выступали как в больших, так и в маленьких залах, начиная от Калифорнии и далее на север через Орегон, Вашингтон, Айдахо, Монтана, через северные штаты, далее Онтарио, Канада. Оттуда мы отправились на юг через штаты Новой Англии, и наконец, где-то 1 декабря, в Вашингтоне к нам присоединились «Песняры». Помню первый день, когда мы были с ними в автобусе. У нас был большой Greyhound bus, оснащенный столами, так что было, где расположиться. Пассажиров из «The New Christy Minstrels» было всего 8-9 человек, поэтому, когда «Песняры» присоединились к нам, стало гораздо более многолюдно. Насколько я помню, в группе было 6-8 человек, 2-3 человека из менеджмент-персонала, композитор, чьи песни группа играла (Игорь Лученок – прим.авт.), и костюмерша. Также с нами был менеджер «Cristy» Сид Гаррис (организовавший заокеанские гастроли «Песняров» — прим.авт.), переводчик и еще пара человек. Неожиданно компания разрослась человек до 25! Поначалу, признаюсь, было много нервозности по поводу первой встречи, это было связано и с языковым барьером, и с «холодной войной», но мы горели желанием все это преодолеть и хорошо провести время вместе. Первая часть автобусного путешествия тем утром была довольно тихой, но затем банджист Ed Suski, чьи родители были из Польши, начал разговаривать с советской группой. Мы обнаружили, что польский был похож на белорусский, на котором говорили музыканты «Песняров». Так легко был сломан лед. Девушки из «Christy» полностью очаровали советских парней, так что вскоре мы уже обменивались безделушками, сигаретами (!), все больше узнавая друг о друге. Таким было начало тех двух незабываемых недель…
— То есть традиционные в таких случаях сувениры были?
— Они могли покупать их, находясь в США, но были достаточно тактичны, чтобы привезти маленькие сувениры с собой, чтобы лучше объяснить, что они из себя представляют.
— Положа руку на сердце – вы ожидали, что в СССР есть такая суперпрофессиональная группа, как «Песняры»?
— Мы действительно не знали, чего ожидать…Сид Гаррис, который свел нас вместе, сказал, что они были фолк-группой с использованием электроники, и пели как оперные певцы. Мы всегда слышали, что музыка в Советском Союзе находилась под строгим контролем, и что многие советские люди любили джаз. Нам понравилось звучание «Песняров», и также из наших бесед с ними выяснилось, что они к тому моменту уже много гастролировали по Европе, делили сцену с такими группами, как «Emerson Lake and Palmer» и Гэри Райтом.
— Какие песни друг у друга вам понравились?
— У них была красивая баллада «Veranica». Мы сделали совместную запись песни в Нэшвилле, Деннис Скотт и я написали английский текст, а «Песняры», конечно, пели ее на белорусском. Мы сделали красивую запись, я не знаю, что с ней произошло в дальнейшем. Возможно, Рэнди Спаркс все еще хранит ее в архиве. А для финала концертов мы сделали «Those Were the Days» («Дорогой длинною» — прим.авт.), которую зрители очень полюбили. Что касается остальных песен, я просто не помню их названия, так как они были на белорусском. Но все они были очень красивыми и энергичными.
— Вы обменивались профессиональным опытом, советовали что-нибудь друг другу?
— Мы, безусловно, много общались на протяжении тура. Помню, что когда мы останавливались, ребята из «Песняров» любили выходить и играть с нами в футбол. Они нам показывали свои специфические инструменты, которые они использовали, и «джэмовали» с нами во время саунд-чеков. Восточно-европейская музыка очень самобытна по своему звучанию для американцев, поэтому мы любили играть с ними. Еще помню, я многому научился от одного из вокалистов «Песняров», как использовать мой головной голос.
— То, как «Песняры» подавали фольклор, было революционным в СССР. В чем главное отличие «The New Christy Minstrels» от других фолк-исполнителей в США?
— В 50-60-х фолк-музыка в значительной степени исполнялась небольшими группами – 3-4 человека. «The Kingston Trio» или «The Weavers» были как раз такими по составу. Гениальность концепции Рэнди Спаркса заключалась в том, чтобы сделать фолк-музыку «хоровой», соединив несколько маленьких составов вместе. Звучание стало лучше, гармонии богаче, появилась возможность использовать больше инструментов, да и само концертное шоу усилилось благодарю присутствию большего количества людей. Рэнди мог позволить исполнителям в полной мере использовать их особые таланты, и концерты стали намного разнообразнее, чем были до этого. Сразу нашлись подражатели, ну а публика реагировала очень положительно по причинам, которые я назвал выше.
— Если бы сегодня Вам предложили ностальгический тур с кем-нибудь из «Песняров», Вы бы согласились? Как Вы думаете, вызвало бы это интерес у определенной части американской публики?
-О, несколько неожиданный вопрос! Думаю, его лучше адресовать Рэнди Спарксу. Я ведь больше не работаю в составе «The New Christy Minstrels» как исполнитель. Кроме того, хотя тур 1976-го с «Песнярами» был запоминающимся и дал большой музыкальный опыт, я все-таки не думаю, что в подобном приезде группы присутствовал бы ностальгический аспект. Для того чтобы возникло чувство ностальгии, необходим более продолжительный контакт с аудиторией, которого тогда не было. Другое дело, хорошо поставленная реклама и грамотный менеджмент, но, повторюсь, вопрос не ко мне…
— Кого из музыкантов «Песняров» Вы до сих пор помните?
— Я помню их всех в лицо, по именам помню Chesek (Чеслав Поплавский – прим.авт.), Mischa и Vladimir. Все они были отличными ребятами, дружелюбными и готовыми поделиться всем.
— Керк, спасибо Вам огромное за такие теплые и очень ценные для нас воспоминания. Что касается Ваших совместных записей с «Песнярами», они у меня есть, вышлю по электронной почте.
— И спасибо тебе за то, что дал мне возможность поделиться этими воспоминаниями.
Беседовал и переводил Дмитрий АВДЕЕВ