Рецензией на нижеизложенную рецензию мог быть краткий вопрос: «Что ж вас в таком случае устраивает?» Впрочем, остаётся надеяться: познав нелёгкий труд музыканта, авторы подобных статей скорее всего не были бы столь категоричны. Тема очередного выпуска рубрики – «Картинки с выставки», некогда блистательно интерпретированные ELP. Вниманию читателей предлагаются выдержки из публикации “Rolling Stone” в переводе музыкального обозревателя Петропавловск.news.
«В чём не откажешь ELP, так это в смелости – они не только взяли один из хрестоматийных образцов «серьёзной» музыки, сделав его в «электронной» версии, но и добавили собственные разработки, импровизации и тексты. По сравнению с этим тщеславие и безвкусица, присущие сюите Джона Лорда «Близнецы» или «Концерту для рок-группы с оркестром», исполненному им же и Deep Purple совместно с Royal Philarmonic, были не иначе как скромной работой тихих ремесленников. Эмерсон, Лейк и Палмер также напыщенны и безвкусны – и, вероятно, знают это! – однако и безвкусица никогда не чуждалась удовольствия от рок-н-ролла (да, пожалуй, и напыщенности) в наши дни.
А в те дни, когда люди ещё проводили много времени в гостиных, и не было законов о детском труде, Мусоргский написал фортепианный цикл «Картинки с выставки», позднее аранжированный для полного оркестра Морисом Равелем, чей хит «Болеро» сравнительно недавно послужил основой для кавер-версии Джеффа Бека. Если бедные старики Мусоргский и Равель каким-то образом могут слышать, что Emerson, Lake & Palmer сотворили с их музыкой, скорее всего, они переворачиваются в гробу, — и как страстный поклонник Мусоргского с Равелем, заслуженно пренебрегающий ELP, я понимаю первых.
Творение, записанное живьём в Англии, начинается с основной темы Мусоргского «Прогулка», сыгранной в несколько баховском стиле, как если бы Кит Эмерсон колотил по самому большому органу в старейшей церкви Вены. Тема “The Gnomes” резко сливается со свистом и выкриками аудитории, эмерсоновским меллотроном, органом (или чем там ещё?) вкупе с лейковским wah-wah контрапунктом. За несколько странным, кинетическим солированием “Promenade” возвращается со словами Лейка: «Уведи меня от мучительных снов/детских вопросов одиноких ночей… Из семян растерянности выросли тёмные травы иллюзии».
Ты сам сказал это, брат. Потому как с этого момента я теряю след Мусоргского, очутившись в неистовой ярости ELP на всю оставшуюся сторону. Начиная с “The Sage”, которая имеет такое же отношение к «Картинкам», как, собственно, лирика ELP к программному значению оригинальной пьесы – но всё равно это винтажные ELP. За исключением одного скучного бита, в котором Лейк балует себя некоторыми паутинными «лауриндо альмейдаизмами»…
К счастью, однако, длятся они недолго. Ещё минута – и нас бьют в лицо: свист! жужжание! ух! Это полномасштабный рубящий, грохочущий, урчащий, рыгающий электронный приступ истерики…
Но что это? Смотрю на обложку альбома и вижу одну из оригинальных тем Мусоргского «Старый замок» — тем не менее, не слыша ни намёка на неё! Если подумать, оригинал содержит и “Tuileries”, и “Ballet Of Chicks in Their Shells” (сексистская фантазия о группе танцоров, отдыхающих на Чёрном море и пожираемых гигантскими моллюсками) – вышеперечисленные разделы здесь даже не упоминаются. Хорошо, чёрт возьми! ELP знают, что делают, и нет никакого смысла копить хлам, который имел бы в противном случае наглость загромождать собой великолепный альбом…
А когда «Богатырские ворота» наконец открываются, здесь лучше быть начеку, поскольку весь грандиозный беспорядок, яркий пример коего являют собой ELP, выходит наружу. И – о вывод! – «нет конца моей жизни/нет начала моей смерти/смерть – это жизнь». Не обольщайтесь, данный вывод является частью грандиозного плана: “Nut Rocker” на бис».
(2 марта 1972)
Перевод Дмитрия Авдеева