Знаменитая рок-опера Алексея Рыбникова и Павла Грушко «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» во времена СССР была весьма популярной. История чилийца, который борется с жестокими и коварными американцами, произвела огромное впечатление на советского зрителя. Но, петропавловцам об этом остаётся только мечтать. На воплощение подобной рок-оперы на сцене областного театра нет средств.
В середине 70-х поэт, переводчик и драматург Павел Грушко принес режиссеру театра имени Ленинского комсомола Марку Захарову пьесу в стихах, дополнив произведение великого чилийского поэта Пабло Неруды и развив сюжетную линию. Захарову пьеса понравилась, так появилась идея поставить на основе либретто рок-оперу. Процесс постановки был непростым, спектакль комиссия не принимала 11 раз(!), и все же в 1976 году премьера с участием группы «Аракс» наконец состоялась, произведя эффект разорвавшейся бомбы. Билеты достать было практически невозможно, популярность была такой, что спектакль часто представляли на стадионах в присутствии 10 -12 тысяч зрителей. Главные роли в нем исполнили Александр Абдулов (Хоакин) и Николай Караченцов (Смерть). Ровно 30 лет назад, в 1982 году, был снят одноименный фильм, полный эффектов, трюков, и, конечно же, музыки. Как и в театральном варианте, в нем принимали участие не только профессиональные актеры, но и сами музыканты, в частности, Юрий Лоза. Но самой яркой в этой картине признается роль Смерти, неподражаемо сыгранная Александром Филиппенко, ныне народным артистом России. Для моего поколения он, конечно, в первую очередь Кощей из киносказки «Там, на неведомых дорожках». Без сомнения, многим запомнилась его недавняя работа в многосерийном фильме «Мастер и Маргарита» (Азазелло). Мы связались с актёром по Интернету:
— Александр Георгиевич, как вы попали на эту роль и как родился именно такой образ Смерти, несколько отличающийся от того, что был в «Ленкоме»?
— Помню, режиссер Владимир Грамматиков встретил меня на студии Горького в гриме Кощея Бессмертного (я снимался у Юзовского в «Там, на неведомых дорожках»). Я был обрит наголо — Грамматиков тут же утвердил меня на роль Смерти. Образ возник как-то сам. Моя жена Мариша предложила серьгу в ухо — тогда это было очень необычно! Кстати, она же предложила мне обриться наголо! Я был пионером этого «движения»! Это теперь все ходят бритые и в серьгах и пирсингах, а тогда это выглядело очень смело и брутально.
На многих театральных подмостках России, не только столичных, «Хоакин» с большим успехом идет вот уже много лет. Театр Алексея Рыбникова не так давно с успехом поставил новую версию с участием молодых исполнителей Дмитрия Колдуна и Светланы Светиковой. Без сомнения, такой творческий эксперимент и на сцене театра драмы имени Н. Погодина вызвал бы заметный интерес. По этому поводу я обратился к директору театра Александр Пояркину.
-Александр Иванович, лично мне доводилось видеть «Мурьету» в постановке Архангельского театра драмы. Как вы считаете, возможна ли у нас постановка какой – либо рок -оперы по аналогии с Ленкомом – с живой рок-группой на сцене?
-Это был бы, без сомнения, очень интересный проект. К сожалению, рок-оперу мы пока не тянем. Причина в наше время распространенная – все упирается в средства. Но работать в этом направлении мы собираемся. В будущем году, ориентировочно в апреле, начнем постановку музыкальной комедии с живым оркестром. Уже есть договоренность с дирижером Сергеем Имашбаевым.
Хотя мюзикл и рок – опера – вещи разные, все же радует, что наш театр пытается работать в жанре музыкального спектакля. Может, так доживем и до первой рок-оперы в Петропавловске? Пока на ум приходят строчки старой песенки: «Нет, нет, нет, нет, мы хотим сегодня. Нет, нет, нет, нет, мы хотим сейчас!»