Теперь не так уж часто в нашем хозяйстве встречается деревянная бочка, но все-таки она еще живет, несмотря на засилье пластмассы и металла, в пословицах и поговорках. Ложка дегтя в бочке меда — о неприятной мелочи. В каждой бочке затычка – о назойливом человеке. Деньги на бочку – надо немедленно расплатиться.
Деревянная посудина дала множество фамилий разным народам. Например, у славян профессии ее изготовителей: Бондарь, Бочар, Бочарник, Кадка, Кадочник, Кадыш, Корец, Долбенник, Колода, Чан, Чанопал и производные от них — веками живут в языке. Очень почетное было дело – изготовление бочек!
Как всегда, за простым предметом кроется занимательная история.
Вот объяснение одного выражения. На пиратских кораблях бочка выполняла роль спасательного круга, для чего ее крепили на носу судна. Захватив чужой корабль, морские разбойники сразу требовали от его капитана: «Деньги на бочку!» Иначе расправа была скорой и жестокой. Добычу – кошельки, драгоценности – пленники кидали в «спасательную» бочку.
Очень важную роль играли все родственники этой большой посудины в жизни людей. Вспомним хотя бы выдолбленные из цельного куска дерева красочные наборы для кумыса и блюда для беспармака, когда-то бывшие в каждой юрте. В деревянных ведрах носили воду и сливали ее в бочки, что стояли в избах. В чанах готовили корм скоту, замачивали шкуры, остужали раскаленный металл в кузницах и даже на заводах – всего не перечислить! Их тоже делали те ж бочары.
Выполненные из маленьких дощечек (они называются клёпками), соединенных деревянными, веревочными или железными обручами, большие или маленькие сосуды заменяли нашим предками тазы, ведра, ванны для купания и для лечения больных. В них издавна мылись и парились. Кидая в воду раскаленные камни, избавлялись от болезней короли и простолюдины. В них, конечно же, как древние греки, хранили жидкости и сыпучие продукты. В них квасили капусту, позже солили огурцы, помидоры, арбузы и мочили яблоки. Пушкин в дневниках поэтически описал засолку капусты в Михайловском: поют крепостные девки, ритмично стуча острыми сечками по деревянным корытам, пахнет свежей капусткой. Сам Александр Сергеевич прогуливается между кадушками в лучах славы, а девки почему-то пищат. С чего бы это?
Люди старшего поколения тоже помнят такие же праздники осенних заготовок. Это сейчас в основном все консервируют – крутят банки, а прежде семья собиралась за работой вокруг огромных бочек, заранее замоченных в воде, потом запаренных кипятком с ароматными травами. Если и после этих процедур между клепками оставались щели, их замазывали глиной, смолой или цементом. Нежная была посуда – рассыхалась за лето, если в ней не собирали дождевую воду для полива огородов. В некоторых селениях бочки на лето просто бросали в пруды, а ребятня плавала в них, как в лодках. В знаменитой огурцами Ярославской губернии в бочках, утопленных в водоемах, хранили почти всю зиму этот малосольный деликатес. По мере надобности бочата вылавливали и поставляли традиционную закуску в крупные города и даже к царскому столу.
Сейчас историки предпочитают описывать не только действия правителей и политиков, а много внимания уделяют жизни людей, делая свою сухую науку более человечной. Попробуем и мы проследить историю обычного бытового предмета. Впрочем, не такой уж он простой и обычный.
Предки деревянной бочки – разные глиняные сосуды, в которых древние греки и римляне перевозили и хранили масло, вино, зерно, воду. Их часто находят при раскопках или на затонувших в древности кораблях. Мы иногда читаем, что древнегреческий философ Диоген, жил в бочке. Но это был скорее большой горшок, а не деревянная бочка, но философия явно имеет отношение к ее изобретению. Существует версия, что деревянную бочку придумал в середине IV века до н.э. ученик Платона — древнегреческий философ Спевсипп Афинский.
Другие историки быта доказывают, что первая винная бочка была изготовлена в Галлии в 62 году до н.э. Но как бы то ни было, первыми использовать бочки для хранения вина стали именно галлы. Сохранились интересные рисунки в рукописях, в старинных книгах и даже скульптурные изображении. Так, в честь завоевания Дакии (это севернее Балкан) в 11З году н.э. в Риме была возведена 38-метровая колонна Траяна, украшенная рельефными изображениями. Историки нередко называют их каменной энциклопедией римской жизни того периода. На рельефах есть сцены военных действий, строительства мостов и дорог, перевозка грузов по Дунаю, кораблей, повозок и самых различных бытовых предметов, среди которых есть и корабль с бочкой на борту, а еще четыре бочки лежат на берегу. Они использовались римлянами для перевозки масла, вина и питьевой воды. Ведь как обойтись в дальних странствиях без бочек с водой, с солониной или с квашеными овощами!
Средневековые бочары делали настоящие шедевры из дерева. Они мастерили бочки самых разных размеров — от карликовых, предназначенных для застолья, до огромных, тяжеловесных сосудов, которые помещались в подземельях монастырей или княжеских дворцов. Тогда на бочках стали появляться символы, памятные надписи, датировка, емкости украшались изящными рельефами, на которых изображались боги вина Дионис и Бахус и даже почитаемые святые.
Бочка – это тот предмет, который, безусловно, повлиял на развитие виноделия. Еще за несколько десятилетий до рождества Христова галльские вина, выдержанные в бочках, достигли столь высокого качества, что стали пользоваться большим спросом во всей Римской империи. Оказалось, что деревянные бочки пропускают внутрь кислород, что придает напиткам особо приятный вкус.
Любители коньяков и виски знают, что их изысканный вкус зависит от дубовых бочек, в которых выдерживается спирт. Из новой дубовой клёпки в напитки экстрагируется множество различных веществ, которые и формируют характерный аромат этих дорогих напитков. Он зависит от вида дуба, который в разных странах свой, а потому и коньяк тоже получается особый.
Даже «живое» бочковое пиво особенно ценится у его поклонников.
Чем больше бочка, тем лучше напиток. В 16 – 18 веках в Европе начался настоящий бум изготовления огромных бочек, которые могли вмещать в себя сотни тысяч литров вина. «Кадиши большого размера» были главной частью оборудования винокуренных заводов, а среди них — свои рекордсмены.
Гигантскую бочку соорудили для германского архиепископа в 1500 году. Ее емкость — 212 422 литра. В нее собирали «винный налог» с крестьян, которым священнослужитель расплачивался с угодными и нужными ему людьми. И лишь спустя несколько десятилетий восставшие крестьяне сумели опустошить зловещий для них сосуд. Вино они едва ли вылили на землю.
В 1751 году из 130 дубовых стволов была изготовлена другая самая большая в Европе бочка для вина, хранящегося в подвалах Гейдельбергского замка. Ее длина 9 метров, диаметр 7 метров, объем 221 726 литров.
Образ гейдельбергской бочки как бездонного сосуда в одном из своих стихотворений использовал Генрих Гейне:
Немцы — как того не видеть? —
Мастера лишь ненавидеть.
Эту ненависть излить
Нужно им во что б ни стало,
И чтоб яд её вместить —
Гейдельбергской бочки мало.
Использовали деревянные сосуды и военные. И не только для перевозки и хранения продуктов, но и как оружие, применявшееся при штурме или обороне крепостей. Можно было наполнить бочку порохом и взорвать стены вражеского укрепления, как это было сделано при штурме кокандской крепости Акмечеть. А были еще штурмовые пороховые бочки. Они заполнялись мешочками с порохом и различными поражающими элементами — острыми железными обломками или гранатами. В бочках с обеих сторон делали отверстия, в которые вставлялись запальники — деревянные трубки с медленно горящим составом. Во время обороны крепостей трубки поджигали и бочки сталкивали под уклон на врага.
В последний раз штурмовые бочки применялись во время Первой мировой войны на Карпатах и на другой холмистой местности.
Запорожцы применяли бочки при охране границ. На ряды бочек, обвязанных между собой и поставленных друг на друга в виде колонн, устанавливался пук соломы, который зажигался при появлении татар. Затем зажигался пук соломы на следующей связке и т.д. Дым от горящих бочек быстро оповещал Сечь о нападении татар.
А думали ли жители Петропавловска, когда справедливо возмущались исчезновению ствола из парка, как отливались пушки для крепости? Оказывается, и при литье пушек использовали бондарные опалубки — цилиндры из длинных клепок, стянутые 12 железными обручами. В них помещали форму пушки, опускали в сруб, врытый в землю, и заполняли металлом. Иногда бронзу для пушек добывали при переплавке церковных колоколов, и делали это отнюдь не большевики, а сам Петр Первый и Екатерина Великая.
При Петре I, в 1721 году, в России по типу бочки была создана первая в мире подводная лодка длиною 6 метров. Называлось это сооружение «потаенное судно». Лодка могла вместить экипаж от 4 до 8 человек. Командиром экипажа был сам её создатель — Ефим Никонов. Когда судно, наконец, представили Петру, потенциальное оружие российского флота испытания прошло неудачно. Подводная лодка резко пошла вниз, ударилась о дно, ее вытащили, а изобретатель попал в опалу. Петр сказал: «Отремонтируйте!» — и ушел. Все-таки летом 1721 года Ефим на своем «судне-модели» совершил два успешных погружения и всплытия на Неве. Но через год царь умер, и о лодке все забыли. Только через столетие ее воспроизвел в тех же размерах, но из надежного котельного железа генерал Шильдер. Это была первая настоящая боевая подлодка: на носу гарпун с миной – бочкой с порохом. Она была педальной: экипаж из 4-х человек сидел спина к спине и крутил педали. Скорость была соответствующая «двигателю» — всего 600 метров в час, но за 5 минут она могла погрузиться на глубину 50 метров. Один экземпляр попал в 30-х гг.. в центральный военно-морской музей и хранится там.
Дерево – материал хрупкий, сохраняется недолго. Но при археологических раскопках древнего Новгорода и городища Старой Ладоги все-таки были найдены остатки бондарных изделий в культурных слоях, относящихся к VIII— X векам. Оказалось, древние мастера отлично владели искусством изготовления бочек, кадок, ведер, подойников, ушатов, лоханей, шаек, жбанов, кружек и стаканов — всех видов посуды, которая получила широкое распространение в последующих веках. Многие из этих видов бондарной посуды дошли до наших дней без каких-либо существенных изменений. Еще в 19 веке бондари возами отправляли свои изделия на ярмарки.
Строители «городов будущего», таежных поселков, шоссейный и железных дорог, например, знаменитого БАМа, часто долго жили в передвижных домиках – бочках, из которых по мере надобности составлялись поезда или поселки для строителей. Из них наполовину состояла знаменитая Тында. Вот воспоминания одного из строителей БАМа. «Я жил в хорошей теплой «бочке», с паровым отоплением, но воду привозили на машине-водовозке.
Около жилья стояли двухсотлитровые бочки и такие же — в комнатах. Приезжает машина, сигналит, и ты бежишь показывать, в какую бочку тебе воды наливать. Когда бочка заполнится, тут же начинаешь ведрами перетаскивать эту воду к себе. За те 15-17 минут, что ты бегаешь, на стенках бочки намерзал слой льда толщиной с ладонь. Поэтому сразу, как только перетаскал воду, берешь деревянную колотушку и бежишь лед отбивать. Причем осторожненько, иначе железо лопнет, а чистые бочки найти трудно». Такая романтичная была жизнь у строителей «голубых городов»!
Экологи не раз возмущались, что такие же романтики завалили все Заполярье ржавыми железными бочками. Избавиться от них невозможно – там нет заготовителей металлолома.
Стихи сибирского поэта Дмитриева о каторжнике, бежавшем с рудников и переплывшем Байкал в бочке для засолки рыбы с парусом – рваным кафтаном, стали любимой народной песней. Некоторые ее поклонники тоже пытались переплыть Священный Байкал в бочке. Сколько их было и ушло на дно самого большого чистого и глубокого озера мира, точно неизвестно. Больше всего писали о Лупынине, 61-летнем жителе сибирской деревни Култук, всю жизнь мечтавшем проверить песню и повторить на Байкале подвиг норвежца Тура Хейердала с его знаменитым плаванием на плоту «Кон-Тики» и на папирусной лодке древнеегипетского образца «Ра». Пенсионер 18 месяцев строил свою бочку трехметрового диаметра — точно такую, какие использовались в 19 веке. И даже оборудовал ее койкой и кухней. Путешествие предстояло длинное: с востока на запад длина озера достигает 630 километров. Лупынин даже спустил свою бочку на воду, но тут местное отделение МЧС категорически запретило пенсионеру выходить в море на незарегистрированном плавсредстве, а регистрировать бочку отказалось. Односельчане Лупынина возмутились действиями властей и даже написали письмо Путину, пригрозив, что в случае отказа их славному земляку не пойдут на выборы, но ответа не получили. Когда Байкал замерзает, бочка-корабль «русского Хейердала» зимует на огороде своего создателя.
Зато в США еще в конце 18 века экстремалы стали использовать бочки для опасного спорта – спускаться в них с Ниагарского водопада. Правда, и американская, и канадская стороны все время старались предотвратить такие развлечения. Люди, которые отваживались в бочке преодолеть водопад, иногда все-таки выживали. Тут-то их и поджидали стражи порядка – за прыжки в бочке без лицензии полагался порядочный штраф. Только одному человеку, Стиву Троттеру, выжившему после «бочкопадения», хватило духу на повторный прыжок. Но отваги на вторую попытку он набирался целых 10 лет.
В 1901 году безработная учительница танцев Энни Тейлор спустилась в бочке с водопада «Подкова» высотой 52 метра, за что получила прозвище Мисс Ниагара. Так она отметила свой 63 день рождения. «Судно» здорово шарахнуло об острые пороги, а героиня сказала, что на вторую попытку не пойдет даже под дулом пистолета.
Храбрая женщина ничего не заработала – ее облапошили заказчики опасной рекламы пива: стащили бочку, не заплатили Энни денег. Она 20 лет жила в доме престарелых и умерла в безвестности.
Однако последователей у нее нашлось немало. Но не всех доставали из бочек живыми.
Много легенд бытует о целебных финских саунах, которые тоже родились из бочек, а теперь разрослись до приличных размеров и стали очень модными. Но у сибиряков задолго до финнов были свои парилки-целительницы. Бочку высотой в рост человека мастерили из старого кедра, в верхнем донце делали отверстие для головы, а внутри — скамеечку, чтобы простудившемуся человеку было удобно принимать паровые ванны. Для нагрева воды в бочку кидали раскаленные камни. Кедровые (иногда – сосновые) клепки выделяют ароматный и полезный для здоровья запах. Главное – устанавливать такую переносную сауну можно где угодно, хоть в глухом лесу. Сейчас бочку-баню снабжают электронагревом.
И все-таки главное назначение бочки – служить тарой. В ней перевозили все, разумеется, кроме апельсинов и других фруктов, поэтому так смешна телеграмма Остапа Бендера. Одна из иронических повестей Василия Аксенова называется «Затоваренная бочкотара». В ней каждый из героев эпохи застоя отделен друг от друга и от реальной жизни абсолютно одинаковой толщей бочкотары. Повесть была забыта, но сейчас вернулась к жизни. Оказалось реалии жизни 60-х очень живучи и злободневны в наши дни.
Трудно сосчитать, сколько памятников бочке установлено в мире. Больше всех стараются увековечить «бочкотару» пивовары и виноделы – так они рекламируют свою продукцию, а по сути дела, пропагандируют алкоголь.
Самый первый памятник винной бочке был сооружен, конечно же, в Германии. При мании величия, характерной для этой страны, и бочка-памятник в ней самая огромная в мире. Ее соорудил в 1934 г. виноградарь и бочар Фритц Келлер с помощниками в своем родном городе Бад Дюркхайм, где ежегодно проходит праздник вина под странным названием «Вурстмаркт» — «Колбасный базар». В лесах Шварцвальда было срублено почти 200 елей — каждая до 40 м высотой. По одной ели понадобилось, чтобы изготовить каждую из 178 бочарных клепок, длиной 15 м и толщиной 15 см. Бочары обработали почти 200 кубометров древесины и построили бочку диаметром 13,5 м и вместимостью 1,7 миллионов литров.
Строго говоря – это пивная в форме бочки. Стены первого этажа украшают искусно обработанные вручную дубовые днища бочек, которые рассказывают об истории возникновения вина. Часть посетителей размещается на балконах второго этажа. Из-за наплыва посетителей в 1958 г. к гигантской бочке была пристроена еще одна – на 150 мест, оригинально оформленная в деревенском стиле. Кроме того, в летнее время еще примерно 300 человек могут уютно расположиться в саду, в тени гигантской бочки. Рядом – большая парковка, так как от туристов нет отбою.
Этот памятник стал известен как «Гигантская бочка».
В Лейпциге есть очаровательный погребок-пивная. В ней якобы пировали герои «Фауста» И-В.Гете – студенты и сам Мефистофель. Там стоят бочки, из которых соблазнитель-сатана поил гостей.
«Бочка смерти» — военный памятник в Балаклаве. Это сооружение из листовой брони находится на высокой скале и опасно нависает над обрывом. В ее стенах и в полу прорезаны бойницы. Изначально таких «бочек» было две — они предназначались для наблюдения за противником и его обстрела. Если верить народной молве, то в этой бочке расстреливали красных комиссаров и сбрасывали вниз, за что она и получила своё зловещее название. Подтверждают эту легенду следы от пуль на внутренней поверхности бочки, которые располагаются на уровне головы человека.
Донские казаки считают оскорбительной для себя свою историческую реликвию – войсковую печать, подаренную им Петром I. На ней изображен казак, сидящий верхом на бочке, нагой, лишь в папахе, но с ружьём в правой руке и саблей на боку, и держащий в другой руке рог для наполнения чарки. Мол, одежду пропил, а оружие сохранил. Петр толковал смысл рисунка иначе: «Сбыть ружьё казаку не пригоже, с ружьём я и службу царскую отбуду, и шёлковую рубаху добуду.» Как бы то ни было, но и это изображение вошло в историю.
В постперестроечное время во многих городах появились бочки-памятники, в основном пивные. Так, во Львове местные мастера изваяли двухметровый бронзовый памятник «броварям», которые одними из первых в Украине, в 1715 году, начали варить хмельной напиток именно в этом историческом городе. Теперь пузатенький монах-пивовар с бочонком, украшенным настоящими часами, «гуляет» по проспекту Свободы. Любопытно, что каждый день в «бочке» звучит гимн пиву в исполнении львовской акапельной группы «Пиккардийская терция».
Памятник пивной бочке есть в Одессе, на исторической Дерибасовской улице, что возмущает многих патриотов города.
В Самаре решено увековечить пивзавод и его знаменитое пиво «Жигулевское» — тоже в виде бочки и бочара… с лицом владельца предприятия. Больше всего памятников бочке в Петербурге. На Балканской площади установлено изображение бравого солдата Швейка — главного героя романа чешского писателя Ярослава Гашека. Интересно, что за основу взят истинный рост литературного героя — 160 см, а высота постамента, выполненного в виде бочки, — 80 см. За спиной Швейк прячет кружку с пивом.
Бочка и кружка с пивом находятся перед рестораном у арки Главного штаба. Кружка гордо стоит на бочке.
В этом же великом городе есть памятник «Водовозу».
Он находится, рядом с исторической водонапорной башней, построенной в 1858-1863 годах, с которой начинался городской водопровод. До того коренастые мужики в картузах и стоптанных сапогах по ухабистой булыжной мостовой катили деревянные бочки на двух колесах. Воду в бочки они накачивали ручными помпами из рек (тогда еще чистых), а затем развозили по городу. Именовали их «питерскими водовозами». Памятник представляет собой фигуру водовоза, который тянет бочку с водой, а впереди него бежит собачка.
Всех удивила Вологда: там установлен памятник коммунальщикам в виде… ассенизаторской бочки. Юмористы, эти вологжане!
Рациональность, простота и практичность конструкции бондарных изделий дали им необычайно длинную жизнь. Но время не стоит на месте — наступил век индустриализации, стали появляться гораздо более практичные ёмкости из бетона, нержавеющей стали и полимеров. Деревянная бочка утратила своё значение, стала рассматриваться большинством производителей как “приправа” для вина. Однако ее образ дал толчок для новых открытий. Разве не напоминают бочки ракеты и космические корабли?
А в нашем Петропавловске тоже был увековечен этот сосуд. На доме купца Шамсутдинова (возле здания нынешней прокуратуры), на его торце, еще в дореволюционное время черной краской была нарисована огромная бочка.
В советское время ее забеливали известкой, но при малейшем дождике она появлялась из-под белой пелены и напоминала, кто был хозяином двухэтажного особняка. Правда, никто не мог объяснить, почему человек, которому Коран запрещает алкоголь, разместил такую рекламу на своем доме. Возможно, он тоже, как некоторые нынешние поклонники зеленого змия, считал, что священная книга запрещает только вино – шарап, но ничего не говорит о других видах запретного, но приносящего большой доход товара.
Антонина Казимирчик
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск