29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

О жизни, творчестве и предсмертном подвиге писателя-земляка Бориса Петрова

Шестого августа исполнилось 90 лет со дня рождения нашего писателя-земляка Бориса Петрова. Я называю его земляком, хотя писатель родом из Щучинска Кокчетавской области. Но именно в Петропавловске пришло к нему признание и широкая известность, здесь написаны практически все его произведения, здесь он обрёл любовь и семейный очаг, наконец, именно в нашей Северо-Казахстанской земле покоится его прах.
А породнил Петрова с нашим краем счастливый случай. Это произошло в один из ноябрьских дней 1945-го года. Красавец, атлетического телосложения 25-летний старший лейтенант Борис Петров, служивший на Дальнем Востоке, получив отпуск, прибыл в наш город, чтобы продолжить дальше путь в Щучинск.


Судьбоносная встреча
Молодой офицер горел нетерпением поскорее увидеть и обнять своих родителей, с которыми он не виделся долгих шесть лет. Но к своему сожалению, в железнодорожной кассе Петров узнал, что поезд на Кокчетав уже ушёл и будет только завтра. Получив такой ответ, лейтенант поспешил к родственнице (сестре жены старшего брата), проживающей в Петропавловске, с твёрдым намерением завтра же отправиться в путь. У свояченицы Петрова ждал радостный приём, причём в честь дорогого гостя был устроен небольшой вечер с танцами под патефон.
Не обошлось и без приглашённых подруг родственницы, среди которых была Маша Попова — красивая голубоглазая девушка с тугой русой косой. Маша не только была хороша собой. Несмотря на юный возраст, она возглавляла одну из лучших, передовых бригад на военном заводе города. Она-то и послужила причиной того, что старший лейтенант «застрял» в Петропавловске и пробыл в нашем городе до тех пор, пока родные в Щучинске, теряясь в догадках, не подняли тревогу. Через месяц молодые зарегистрировались в петропавловском ЗАГСе.
Лектор стал писателем
Осенью 1946-го года, с окончанием военной службы, семья Петровых поселилась в Петропавловске. Перед бывшим фронтовиком встал вопрос об устройстве на работу. Между тем, за плечами 26-летнего лейтенанта была лишь воинская служба. С мальчишеских лет он мечтал об армии и в будущем видел себя за штурвалом военного самолёта. Но подвело зрение, и вместо авиационного училища Петров поступил в двухгодичную полковую школу младших командиров. Случилось это за год до начала Великой Отечественной войны.
Свой первый бой выпускник военной школы, младший лейтенант Борис Петров принял под Сталинградом, последний — на подступах к Кенигсбергу. После короткой передышки Петров принял участие в войне с Японией, теперь уже в качестве старшего лейтенанта, начальника химической службы 1277-го зенитного артполка ?-го Дальневосточного фронта.
В Петропавловске бывалому фронтовику предложили сразу несколько перспективных и престижных должностей, включая руководство одним из городских предприятий. Но Петров остановил свой выбор на довольно интересной, но скромной должности — лектора при обкоме партии. Этот выбор мог показаться странным, если не сказать о его давней мечте — стать писателем. Лекторская должность давала возможность изучать жизнь не только города, но и села, а главное, быть ближе к героям своих будущих очерков, рассказов и повестей. Здесь нужно подчеркнуть, что у Петрова уже был опыт писательского труда: в школьные годы его стихи публиковались в Щучинской районной газете, очерки и рассказы Петрова печатались на страницах фронтовых газет.
Довольно скоро лектор Петров увлёкся сельской тематикой: частые, длительные командировки по районам области позволили ему хорошо узнать людей и проблемы села не хуже любого сельчанина. Как правило, он возвращался в Петропавловск с новыми замыслами, набросками очерков и рассказов. Но как бы ни была близка и актуальна проблема села, она не стала главной в творчестве Петрова. «Я всё время хотел писать о войне, — читаем мы в автобиографии Бориса Николаевича, — о подвигах солдат, моих сверстниках»… В том, что тема Великой Отечественной войны была для Петрова самой дорогой и важной, нет ничего удивительного. Ведь он был кадровым военным и прошёл две войны, ему не нужно было придумывать сюжеты, а героев своих произведений он знал в лицо.
Именно рассказ о войне, опубликованный в журнале «Сибирские огни» в 1948-ом году, принёс Петрову широкую известность и признание самобытного таланта. Этот рассказ под названием «Голубая падь» повествует о подвиге трёх девушек — регулировщиц, боевой пост которых находился на территории Маньчжурии, недалеко от безымянной речки, протекавшей у подножия живописных гор.
Сюжетом этого рассказа, как и всех произведений о войне, включая роман «Воскресный наряд», послужили тетрадные, блокнотные наброски, зарисовки, заметки и т.д., которые хранились в специальном чемодане — неразлучном спутнике Петрова с военных лет.
В центре военной прозы писателя — рядовой солдат, вынесший на своих плечах все тяготы войны. Причём Петров, как правило, не описывает бойцовские качества своих героев, его больше волнует их духовный мир — доброта, благородство, умение сопереживать чужому горю, миролюбие.
Капитан Калашников из рассказа «Нерешительность капитана Калашникова», выписавшись из госпиталя, специально завернул в неблизкий город, чтобы сообщить жене фронтового товарища о его гибели. Но смотревший не раз в глаза смерти капитан смалодушничал и не смог сказать правду, осознавая, какую боль он может причинить женщине.
Особую, отличительную роль в творчестве Петрова играют тонкие, одухотворённые картины природы. Природа в произведениях писателя — это не только красивый фон событий и неистребимый источник жизни на земле. Нередко автор наделяет её магической, мудрой силой, способностью сопереживать герою, влиять на его настроение и поступки.
Вероятно, сюжет войны мог стать основной темой творчества писателя, если бы североказахстанская земля не стала землёй целинной. При этом Петров оказался в центре грандиозных преобразований на селе. Подвиг первоцелинников, всколыхнувший всю страну, захватил писателя. Целине, труженикам села Петров посвятил десятки очерков и рассказов, а также повести «Огни Аксуата» (1962 г.) и «Листопад» (1964 г).
Первая половина 60-ых годов — это самый плодотворный период в творчестве уже широко известного в республике писателя. Это был счастливый период в его жизни, когда Петров мог заниматься исключительно писательским трудом. Дело в том, что по решению правления Союза писателей Казахстана в 1959-ом году в республике были образованы межобластные отделения — своеобразные школы писательского мастерства, которыми руководили известные, признанные художники слова. На севере республики секретарём отделения, объединявшего Северо-Казахстанскую, Кокчетавскую и Кустанайскую области, был назначен Борис Николаевич.
Отделение прекратило свою деятельность в 1965-ом году, но к этому времени фактически все ученики Петрова получили признание читателей. Среди них: Молдыбаев Галим, Михаил Аверин, Зейнял-Габи Иманбаев, Асхад Хамидулай Белозеров, Август и Юрий Гусинские, Альфред Пряников, Владимир Шестериков.
Особое место в творчестве писателя занимают повести «Огни Аксуата» и «Листопад». В своё время эти произведения имели широкий читательский резонанс и служили темой многочисленных конференций, которые проходили как в библиотеках города, так и в сельских библиотеках области.
Успех этих повестей в немалой степени объяснялся не только тем, что их герои имели реальных прототипов, но и тем, что писатель в них смело заявляет о своей гражданской позиции страстного бойца, горячо сочувствуя тем, кто находит в себе силы и мужество, даже в одиночку, набивая синяки и шишки, не опускать руки и продолжать борьбу с теми, кто, по выражению Петрова, засоряет русло жизни, стремясь превратить её в болото.
С юношеских лет идеалом писателя был образ Павла Корчагина. Однажды в своём дневнике, ещё в пору военной службы, он записал такие строки: «Я правильно прожил свою юность…Я прошел с ней сквозь войну и провёл в «рядах атакующих колонн», как говорил Павел Корчягин, с первого до последнего выстрела». Не мог тогда и предположить Петров, что ему суждено повторить последний, предсмертный подвиг любимого героя.
Обманул смерть
Во второй половине 60-ых годов здоровье писателя резко ухудшилось — сказалась фронтовая контузия. Болезнь (омертвление позвоночника) резко прогрессировала, не оставляя надежды на выздоровление. Между тем, прикованный к постели писатель был полон замыслов и новых идей, среди которых на первом месте были события 1921-го года, когда наша область оказалась охваченной крестьянской войной.
Архивные документы, которые были недавно рассекречены, потрясли писателя. Теперь, когда стало ясно, что болезнь неизлечима, бывший фронтовик поставил перед собой задачу сверх человеческих сил: успеть! Успеть завершить новый роман о трагических событиях двадцать первого года, несмотря на советы врачей и уговоры близких соблюдать режим, не переутомляться и т. п. Потом врачи будут разводить руками: действительно, усилием воли писатель пережил свою смерть почти на год. Каждое утро ему нужно было, преодолевая адскую боль, подняться и сесть в инвалидное кресло. Чтобы не упасть и не потерять равновесие, писатель перебирался в кресло с помощью специальной доски, перекинутой с постели на сидение. Теперь, находясь в кресле, он принимает сидячую позу и, опираясь на подлокотники, полуомертвевшими пальцами направляет кресло к рабочему столу. И так в течение 23-х месяцев!
Именно в эти дни писатель Дмитрий Снегин, хорошо знавший о болезни и неукротимой воле Петрова, работавшего над романом, направил Борису Николаевичу телеграмму с такими словами: «Вы всегда поражали и поражаете меня своей удивительно чистой скромностью. А ведь издревле ведомо, что скромность — счастливый дар мужественной и сильной натуры. Вы — сильный!»
В октябре 1971-го года роман в 1200 страниц, получивший название «Затмение», был завершён. В последний день работы над романом Петров записал в дневнике: «Вот и поставлена последняя точка в моём романе. 23 месяца работал через силу, иногда с отчаянием. Но свой долг — отразить события драматического 1921-го года в Северном Казахстане — я выполнил. Это дань людям, родным местам»… Через неделю после написания этих строк, 3 ноября 1971-го года, писатель умер.
Борис Николаевич Петрович являлся членом Союза писателей СССР и членом правления писателей Казахстана, однако, несмотря на эти высокие титулы, мы называем его североказахстанским писателем. Потому что всё его творчество пронизано любовью к родному краю, его людям, к его неброской, но милой сердцу писателя природе. Не раз Борису Николаевичу предлагали переехать в крупные города России и Казахстана, где открывалась более широкая для творчества перспектива. На все предложения писатель отвечал отказом, оставаясь верным нашей земле до конца…
Тамара МАКАРОВА, краевед

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Один комментарий

  • Андрей

    Я читал его книгу «Воскресный наряд», очень интересная, лёгкая и воодушевляющая книга)) Радует также, что в произведение неоднократно упоминается Северный Казахстан, если учесть, что и сам главный герой, Андрей Трубин, из Сев.Казахстана. Очень было интересно ознакомится с его биографией. Жаль, что даже в Интернете нигде не найдешь его книг. Да и в целом, он как бы малоизвестный писатель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *