В Международный день музыки – очередная познавательная заметка обозревателя Петропавловск.news.
«Мне бы хотелось, чтобы восьмые здесь были ровными. Хотя это моё мнение…»
(из редакционной почты; Евгений Крылатов – об аранжировке песни «Кентавры»)
«Иэн не любил играть шаффлом»,- заметил в одном своём интервью Джон Лорд, изобразив заодно и те самые ровные восьмые. В свою очередь, именно шаффлом играл Кози Пауэлл на прослушивании в Rainbow – и с блеском выдержал экзамен. Так или иначе, заимствование рок-музыкантами элементов фанка и джаза привело к результатам поистине удивительным. И здесь, пожалуй, следует обратиться к терминологии более подробно – пара цитат великих…
Все ритмы свинга ранее именовали фокстротом, быстрым или медленным. Название это сейчас уже не употребляется, а ритмы сохранились. Широко распространена разновидность свинга под названием «шаффл» (shuffle) или «стрит» (последнее скорее жаргонного характера). В исполнении шаффла необходимо особенно тщательно соблюдать триольную пульсацию, иначе появляются ненужная нервность ритма (если играть буквально по нотам) или вялость (если играть ровными восьмыми).
Георгий Гаранян, «Основы эстрадной и джазовой аранжировки»
«Соул» — это продолжение ритм-энд-блюза, который имеет триольную основу. Это означает, что мысленно каждая четверть такта делится не на две равные восьмые ноты, а на три. При этом первые две залигованы, то есть объединены в одну. И тогда получается, что триольный ритм неровный, вторая восьмушка играется как бы с опозданием, с задержкой, что и создаёт ощущение так называемого свинга (swing). Соответственно, и все синкопы берутся несколько позже, с оттяжкой. Фанк, напротив, характерен чётким делением четверти на ровные восьмые. Это в корне меняет весь характер музыки, качество синкоп, динамику и саму эстетику солистов. Такой ритм профессионалы называют термином «восемь восьмых», а иногда даже «шестнадцать шестнадцатых», когда синкопы носят ещё более острый характер. (В этом смысле музыка соул может быть условно названа как «двенадцать восьмых»). Правда, существуют ещё и промержуточные ритмические структуры между ними, когда первая восьмушка длиннее второй не в два раза, а совсем ненамного. Для таких ритмов есть термин, которым пользуются профессионалы, желая достичь взаимопонимания. Это «шаффл» (shuffle) – и не свинг, и не восемь восьмых. В современных электронных драм-машинах, модулях, издающих звуки ударных инструментов, существуют способы программирования степени свинга, выражающиеся в процентах. Если выставляется деление 50%, то это означает деление четверти на равные восьмые (восемь восьмых), если 66% — то это чистый свинг. Всё, что между ними – разновидность шаффла.
Алексей Козлов