Повод поговорить о «Лед Зеппелин» на этот раз особый. 45 лет назад четверо великих музыкантов собрались вместе. Согласно семейному преданию, когда в дом приходили гости, мой дядя брал меня на руки и спрашивал: «Дима, где Led Zeppelin»? И я, еще ничего не понимающий, к большой радости и под бурный хохот его друзей указывал крохотной детской ручонкой на дефицитный в то время постер великой британской группы.
Музыку «Лед Зеппелин» («Свинцовый дирижабль» — англ.) я понял и принял, учась на музыкально-педагогическом и пытаясь играть ее в студенческом ансамбле. В этом возрасте уже отчетливо понимаешь всю глубину таланта Джимми Пейджа, играющего на гитаре еще и смычком, и Джона Пола Джонса, исполняющего партии баса и клавишных, причем способного это делать и одновременно (!) По достоинству оцениваешь выдающийся вокал Роберта Планта с его знаменитым фирменным «у – йе!» И осознаешь, что ударник Джон Бонэм стучит как-то по-особенному, так, как больше никто в мире, на каждую ноту находя СВОЙ и только СВОЙ удар… Группе удалось и то, что крайне редко удается вообще – органичный синтез европейской и индо – арабской музыки (композиция «Кашмир»). Считаясь вместе с «Дип Перпл» отцами хард-рока, если быть точным, «Лед Зеппелин» даже слегка опередили в этом своих не менее знаменитых коллег. Хотя полуакустическое направление в творчестве легендарных британцев – столь же яркое. Ну а их незабываемые блюзы – тема отдельного разговора.
Как всегда в таких случаях можно долго говорить о том, какое влияние оказали «цеппелины» на наших рок-музыкантов. Вспомните хотя бы «Ты или я» Андрея Макаревича – и все сразу станет ясно. Барабанщик Юрий Фокин из «Цветов», чей стиль сформировался во многом под влиянием Бонэма. Руководитель «Автографа» Александр Ситковецкий признался однажды в интервью, что качество музыки меряет «мурашками по коже» и что «No Quarter» вызывает у него как раз такие ощущения. Впечатляет рассказ Александра Градского, который когда-то выменял шикарный военный мундир на пластинку “Led Zeppelin IV” и пригласил друзей на прослушивание. Традиция 70-х, напоминавшая то, как в 50-е ходили в гости «на телевизор».
Если музыка «Битлз», скажем так, более универсальная и, как правило, одинаково органично воспринимается как в мужском, так и в женском исполнении, то с «Лед Зеппелин» история несколько иная. Признаюсь, до определенного момента я с некоторым мужским шовинизмом считал исполнение «цеппелинов» «не женским делом». Неоднократный консультант моих музыкальных материалов, певица Алена Ярушина меня убедила безоговорочно и сразу. Помимо «Битлз», песни еще одной великой британской четверки занимают значительное место в ее репертуаре. Как всегда, в перерыве между выступлениями Алена выкроила время, чтобы сказать пару слов по случаю юбилея великих «цеппелинов».
— Алена, музыку «Лед Зеппелин» когда-то исполнял и «Ариэль» под руководством Вашего отца, насколько мне известно, это была одна из песен с альбома “Led Zeppelin III”. А как Вы к этому пришли? С чего все началось?
— В Москве, в Зеленом театре проходил концерт, посвященный 40-летию «Лед Зеппелин». Там было несколько трибьют-групп, в том числе и группа из Великобритании. Это был первый раз, когда мне предложили их спеть. До этого из «тяжелого» я пела битловскую «Helter Skelter». Я подошла к этому с большим энтузиазмом. Выбрала “The Rover” и знаменитый блюз “Since I’ve been loving you”.Мне и еще нескольким вокалистам (в числе которых была и Лариса Долина) подыгрывала лучшая российская трибьют-группа “Plumbum Dreams” (Плюмбум Дримс). Я сроднилась с этой музыкой. После фестиваля мы с этой группой решили не расставаться и сделали 2-часовую программу, куда вошли те самые любимые – “Kashmir” , “Rock and roll” и “Stairway to Heaven”. Однажды на наш концерт даже зашел барабанщик “AC/DC” Крис Слэйд, потом вышел на сцену и сыграл с нами 3 «цеппелиновские песни». Это было круто!
Сказать что-то принципиально новое о творчестве «Лед Зеппелин», пожалуй, невозможно. Один из известных российских рокеров, которого я попросил прокомментировать это событие, отказался со словами: «О них не писать – их слушать надо». Мысль по-своему справедливая. А главное, оригинальная. Но отметить 45-й день рождения как-никак надо, в том числе и в прессе. Так ведь, фаны? Потому как «Лестница в небо», построенная музыкантами и ведущая к их «свинцовому дирижаблю», взвилась на недосягаемую высоту…