Древнегреческий математик Пифагор, живший в 500 годах до нашей эры писал: «Древние, самые короткие слова – «да» и «нет» — также требуют самых серьёзных размышлений».
Как известно, каждый этнос, чтобы жить на Земле, должен приспосабливаться к условиям ландшафта. Усвоенные историческими традициями стереотипы поведения и отношений составляют основное отличие членов одного этноса от другого.
По мнению Л.Н. Гумилева, ландшафт действует принудительно, через биополе и вызывает такое чувство, как ностальгия. Человек, члены его семьи, этнос, природа и исторический процесс взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Социально-исторические условия бытия казахов повлияли на процесс формирования психологического облика, ментальности каждого представителя этого этноса. Само же воздействие этих условий, понимаемых как совокупность конкретных факторов, отражается по-разному в различных сферах национального самосознания – мотивационно-фоновой, эмоционально-волевой, интеллектуально- познавательной и коммуникативно – поведенческой.
Как говорил французский писатель Франсуа де Ларошфуко: «Желание быть мудрым в одиночку – величайшая глупость», поэтому кочевник-казах постоянно жаждал встретить достойного собеседника, с которым можно не спеша, обстоятельно наговориться. Если такового рядом нет, он искал его. С одного слова казах определял, что за человек перед ним. Это стремление к беседе вызвано условиями кочевой жизни, а именно – информационным голодом. Вековая разобщенность кочевников из-за следования за подвижными животными, вызвала у них обратную реакцию – стремление общаться. В его мировоззрении особое значение придавалось слову. Ощущая значимость каждого слова, казах мгновенно реагировал на любое замечание, всякую критику в свой адрес, парировал остроумно, с молниеносной быстротой и надолго сохранял сказанное в памяти. Примером этому является любимый всеми казахами айтыс. Каждое слово имело для него определенный вес, а мудрые слова были как жизненная программа.
У казахов нет чувства национальной ограниченности, узости взглядов. У них сильнее развиты родовые традиции, нежели национальные. В лихую годину в составе войск казахов всегда были инонациональные ополчения из числа соседних народов: башкир, каракалпаков, русских, кавказцев. В период иноземных нашествий казахи объединялись, но потом снова распадались на роды. У них не было постоянно действующего экономического единства. Казах не чуждался от представителей других национальностей. Гостящего человека, независимо от того, кто он – знатный или простолюдин, казах или нет, он принимал одинаково радушно, доверительно. Гость так же относился к нему. Каким бы он ни был, на добродушие человека, который его пригрел, накормил, он отвечал тем же. Казахам совершенно чужда ксенофобия (боязнь гостя).
По природе своей казах терпелив. Он не стремится к тому, чтобы обустроить свою жизнь, перейти к более прогрессивной форме хозяйства. Он был неприхотлив, носил то, что было, ложился спать в пути, в гостях, где придется, даже в седле, был не придирчив к еде, лишь бы она была адал (чистой). Если есть еда и шанырак над головой, он был доволен. В то же время, если он увидит у кого-нибудь красивую вещь, тут же начинает приставать: «Дай мне». Для этого он готов сказать самое последнее, клятвенное слово или подружиться с ним, стать «тамыром», но не хочет потрудиться, поискать и т.д., хочет лишь запросто заиметь. Это тоже психология, ментальная природа кочевника-казаха.
Как отмечали ранее и иностранные ориенталисты посетившие Казахстан, казах любит острые слова, меткие выражения, задушевные песни, проникновенные кюи, дастаны, интересные рассказы. Казах с вечера до утра слушал, не сомкнув глаз, поэтический рассказ жырши, который виртуозно передавал под аккомпанемент домбры, кобыза героические, лирические дастаны, любил всякие праздники (той). Есть поговорка, которая в переводе звучит: « Если слышно, что где-то проводят той, то и засохшая голова покатится туда».
У казахов принято было ходить в гости вообще без приглашения. Раз где-то дают той, он сам идёт туда. В настоящее время это считалось бы неприличным поступком.
Природно-историческая традиционная толерантность народа сохранилась до сегодняшних дней.
Иоганн Вольфганг фон Гёте, великий немецкий поэт отмечал: «В сущности, терпимость должна быть только временным умонастроением: она должна вести к признанию. Терпеть – это значит оскорблять».
Знание предков до седьмого колена, почитание аруахов(духов предков) сохраняют духовно-генетическую чистоту этноса.
Родовые традиции были у казахов более живучими, потому что они не отталкивали, а, наоборот, сближали казахов друг с другом, помогая найти какие-то родственные жилки. Это явление в настоящее время даже вызывает появление анекдотов о родстве казахов со всеми народами мира, хотя и в этом есть определенные объективно-исторические свидетельства. «Казах не только казаху родственник…», а есть ещё: «тамыры»(русские) — «жила», «туб-ага»(туркмены) — «единокровец», «оз – ага»(узбеки) — «свой брат», «бир туган, туыскан» (ногаи, каракалпаки, башкиры, турки) – «единородные, единокровные» и т.д. В казахском ауле не было беззащитных стариков, одиноких, заброшенных людей, бездомных сирот. Родовые традиции требовали окружать их вниманием, заботой. Были благотворительные традиции «Асар», «Умме» и д.р., когда всем аулом помогали обездоленным и пострадавшим от военных и стихийных бедствий.
«Обратной стороной медали» этих традиций выступает в наше время трайбализм, «кухонный» патриотизм в рамках рода, клана, разделение на «южан» и «северян», который во всех странах использовался колониальной властью по принципу «Разделяй и властвуй!». Борьба с этими явлениями стала актуальной сейчас и для нашего региона, принимающих соотечественников, представителей южных областей нашей страны по Государственной программе «Серпин».
Кроме того, в последнее время, после шлейфа «кратофобии»(боязни власти), проснулась историческая память у представителей репрессивных народов волей судьбы попавших на казахскую землю. Свидетельством тому является появление в средствах массовой информации, документальных фильмах, социальных сетях элементов обратной связи, ответа на благородство и доброту коренных жителей страны, проявленных к переселенцам. Высказывания благодарности представителей немецкого, польского, корейского, чеченского, ингушского народов звучат на сессиях Ассамблеи народа Казахстана, а в ходе республиканской акции «Память во имя будущего», в Алматинской и Западно-Казахстанской областях сооружены памятные обелиски в знак благодарности к казахскому народу.
Введенный Елбасы День благодарности 1 марта – это также является актом доброй воли и гуманизма народа Казахстана, который сохраняет память о людских страданиях и жертвах человеконенавистнической политики тоталитарного режима.
Психологические особенности казаха складывались тысячелетиями, как у всех народов, под влиянием окружающей естественно-географической и социально-экономической обстановки и климатических условий.
Известный британский историк, философ–исследователь международной истории Арнольд Тойнби писал: «Кочевники не смогли бы одержать победу над степью, выжить в столь суровом естественном окружении, если бы не развили в себе интуицию, самообладание, физическую и нравственную выносливость». Еще к этому добавить доброту, дружеское отношение ко всем, кто готов сдружиться с ним, не имея коварных замыслов. Двери юрты, зимних домов не имели замков, а открытый угон скота (барымта) расценивался казахами, как демонстрация удали джигитов и отместка за нанесенную обиду, хотя колонизаторы причислили это к разряду разбойного преступления и использовали для своих целей.
Первый президент соседнего братского Узбекистана, Ислам Каримов часто говорил: « Мы узбеки, посылая своего родного и близкого в дальнее путешествие, даем ему напутствие, пожелание: «Пусть твоим другом, попутчиком окажется казах!».
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск