Данный очерк продолжает тему выпусков «Блюдце, полное тайн, или Эхо далёких времён» и «Виниловый клуб: Атомное сердце матери». Вместе с музыкальным обозревателем Петропавловск.news мы предлагаем вновь обратиться к творчеству «Пинк Флойд», сделав акцент на вкладе Рика Райта в наследие группы.
Сердцебиение, имитируемое на бас-бочке, отрывки фраз, душераздирающий смех, столь же душераздирающий вопль,-и на слушателя обрушивается следующая часть сюиты, несмотря на своё название, повествующей о куда более приземлённых, но не менее важных вещах,-а именно о социально-моральных аспектах жизни на планете Земля в 70-е годы XX века. Но, являясь одним из главных артефактов эпохи, “The Dark Side Of The Moon” поразительно актуален и сегодня не только музыкальной, но и текстовой составляющей, и то, что пластинка буквально не выходит из всевозможных рейтингов популярности с момента выхода, является тому подтверждением…
Однако триумфу предшествовал, как ни банально, долгий тернистый путь. В студии тогда ещё будущие участники “Pink Floyd” впервые оказались благодаря Рику Райту – один из его друзей пустил их туда бесплатно. Тогда же, в середине 60-х, Райту удалось выпустить свою песню “You’re the reason why”, вышедшую на второй стороне сингла “Little Baby” группы “Adam, Mike & Tim”. Получив за эту запись аванс в 75 фунтов стерлингов, Райт первым из “Pink Floyd” узнал, что такое гонорар. Собственного фортепиано у него в те времена, тем не менее, не было, но если в пабе находилось пианино, с него стиралась пыль, и без какой-либо подзвучки делались отчаянные попытки пробиться сквозь звучание электрогитар и ударных. При отсутствии пианино Рик грозился принести тромбон, в качестве сурдинки для которого использовал шляпу-котелок. Склонность к экспериментам всегда была присуща Райту – сломанная в 12-летнем возрасте нога побудила учиться играть на гитаре, используя собственную аппликатуру. Этого принципа он придерживался и в игре на клавишных, следуя высказыванию Майлза Дэвиса: «Не ноты имеют значение, а паузы между ними». В свою очередь, Райт говорил: «Я не хочу быть самым быстрым пианистом планеты. Мой пример – Майлз Дэвис, который мог целый такт держать одну ноту». То, что партии Райта не затерялись среди виртуозных пассажей Джона Лорда, Кита Эмерсона и Рика Уэйкмана, доказало – путь для себя был им выбран правильный. И именно любимый джаз и, в частности, альбом Дэвиса “Kind Of Blue” (1959) в очередной раз послужил источником вдохновения при работе над “The Dark Side Of The Moon”. Достаточно остановиться лишь на маленьком фрагменте, а три аккорда в данном случае – понятие, отнюдь не означающее нечто примитивное. Выражаясь сугубо музыкальным языком, за соль-мажорным септаккордом следует ре-минорный септаккорд, сменяющийся альтерированным секстаккордом доминанты, который, в свою очередь, разрешается в тонику ми-минор, и звучит до боли знакомое: “Breathe, breathe in the air…” Здесь Райт также использует весьма распространённый в джазе приём, перенося часть звуков аккорда в другой регистр, изменяя тем самым фонизм (окраску звучания). Всего лишь два такта, но каких! И сколько ещё подобных изысков можно взять на вооружение, в очередной раз переслушивая «Обратную сторону Луны»…
Обратная сторона стены (факты биографии “Pink Floyd”)
В романе Дженни Фабиан «Фанатка», вышедшем в 1969 году, группа “Pink Floyd” фигурирует под псевдонимом «Атласный Одиссей»
***
В период начала концертной деятельности “Pink Floyd” Рик Райт подрабатывал, выгружая оборудование там, где это обычно следовало делать, но однажды, после позднего выступления, пренебрёг обязанностями, оставив фургон на остаток ночи в Риджентс-парке. В результате дорогостоящие колонки и гитары были украдены, и лишь материальная помощь, поступившая от матери Ника Мейсона, спасла тогда ситуацию.
***
Участвуя в проекте “The Wall” уже как приглашённый исполнитель (в результате конфликта с Роджером Уотерсом), Рик Райт, в отличие от коллег по группе, заработал на «живых» шоу. Остальным пришлось делить убытки…
***
В процессе организации гастролей в СССР выяснилось, что из-за недостатка СКВ практически невозможно оплатить тур. Проблема была решена тем, что советская сторона взяла на себя переправку аппаратуры из Афин в Москву, а затем в Хельсинки, для чего был задействован армейский «Антонов». «Пинк Флойд» было разрешено посетить музей военно-воздушных сил – в то время самое закрытое из всех европейских собраний самолётов. Военно-воздушному атташе в Британском посольстве подобное приглашение получить не удалось…
***
К началу работы над альбомом “Division Bell” не имелось каких-либо заготовок, и процесс сочинения не двигался. В конце концов Дэвиду Гилмору пришлось записать игру Рика Райта втайне от него, и данная импровизация впоследствии послужила основой для трёх композиций. Постепенно набралось столько материала, что потребовался отсев, осуществлённый путём голосования, причём, пока был выбран оптимальный вариант, система голосования неоднократно пересматривалась.
***
Через некоторое время после выхода «Обратной стороны Луны» Ник Мейсон попросил ссуду у своего банковского управляющего. На вопрос, каковы будут гарантии, последовал ответ: «Мы выпустили альбом номер один в США». Однако менеджер потребовал чего-то более весомого…
***
Фрагменты речи, «разбросанные» по альбому, являлись идеей Роджера Уотерса и были записаны за один вечер перед финальным этапом сведения. Вопросы Уотерса, касавшиеся безумия, насилия и морали, Ник Мейсон написал на пачке карточек, после чего в студию пригласили всех, кого могли найти в комплексе на Эбби-роуд. Приглашённым предлагалось выбрать карточку точно так же, как билет на экзамене, и затем дать ответ в микрофон. К опросу согласились присоединиться Пол и Линда Маккартни, на тот момент работавшие над альбомом “Red Rose Speedway”, но их весьма сдержанный ответ не был включён в “The Dark Side Of The Moon”. Однако гитарист “Wings” Генри Маккалоу вместе с женой оказались по тем временам шокирующе откровенны, описав в подробностях недавний семейный скандал с применением физического насилия…
***
Учась с Риком Райтом в одной группе, Роджер Уотерс как-то раз попросил у того сигарету, на что получил категорический отказ, причина которого выяснилась лишь много лет спустя. Оказалось, незадолго до вышеописанного инцидента Уотерс уже «стрелял» у Райта сигареты и, взяв пачку, разорвал на ней целлофан, который Райт старался сохранять неповреждённым…
***
В 1967-м, во время выступления в пивной «Физерз» в Илинге, кто-то из публики швырнул в Роджера Уотерса медной монетой, попав ему в лоб. Прекратив выступление, темпераментный бас-гитарист принялся за поиски виновника, но тут один из преданных фанатов «Пинк Флойд» громко высказал высокую оценку их творчества, тем самым «вызвав огонь на себя». Забыв о группе, толпа накинулась на бедного малого…
***
Записывая альбом “A Momentary Lapse Of Reason”, музыканты были потревожены непрошеной бригадой теленовостей. Не добившись доступа в студию Дэвида Гилмора “Astoria”, расположенную в плавучем доме, журналисты надели водолазные костюмы и предприняли отчаянную попытку записать работу “Pink Floyd” из-под воды.
***
После выхода «Обратной стороны Луны» следующая пластинка первоначально планировалась полностью созданной из звуков, воспроизведённых не на музыкальных инструментах. Пилка древесины, грохот различных молотков, всаживание топоров в стволы деревьев, переливание воды, разматывание катушек с липкой лентой, распрыскивание аэрозоля — далеко не полный перечень того, что перепробовали «Пинк Флойд» в течение двух месяцев экспериментов. Когда стало ясно, что авангардный замысел не ведёт к сколько-нибудь значительному результату, проект под названием “Household Objects” был оставлен. Так за “The Dark Side Of The Moon” последовал “Wish You Were Here” – ещё один великий альбом великой группы.
***
На волне вторжения панка солист “Sex Pistols” Джонни Роттен носил футболку с надписью: «Я ненавижу Pink Floyd». В ответ на подобного рода нигилизм Ник Мейсон заметил: «Совсем не обязательно, чтобы весь мир населяли динозавры, но было бы неплохо, если хоть кто-нибудь из них бы остался жив». Ударнику «Пинк Флойд» также принадлежит весьма меткое высказывание: «За то время, что панки записывали альбом, мы успевали только расставить микрофоны в студии».
***
Ступала на самом деле нога Нейла Армстронга на Луну в июле 1969-го – споры об этом ведутся до сих пор. Неоспоримо же в данном случае то, что для показа лунного ландшафта по BBC использовалась музыка “Pink Floyd”.
Читайте также:
http://www.pkzsk.info/blyudce-polnoe-tajn-ili-exo-dalyokix-vremyon/
http://www.pkzsk.info/vinilovyj-klub-atomnoe-serdce-materi/