Архитектор Андрей Павлович Зенков (1863-1936) – военный инженер-строитель Верного и Алма-Аты, украсивший город замечательными деревянными зданиями, ставшими историческими архитектурными памятниками. Ему исполнилось 160 лет, сообщает Петропавловск.news.
Отец зодчего Павел Матвеевич Зенков (1831/32–1915) был самоучкой-инженером, выходцем из Тобольской губернии. Имея задатки архитектора без специального образования, занимался строительством, лесоразведением, писал научные статьи в журналы, строил в городе первые дороги с булыжной мостовой. Генерал-губернатор Туркестанского края Г.А.Колпаковский, пригласивший его в Верный, ценил талант Павла Зенкова и привлек к строительству города в 1868 году. Он был первым городским главой Верного и принимал участие в разработке генерального плана города – частично сохранен.
Многие его кирпичные творения позже были разрушены землетрясением 1887 года. Из его построек до сегодняшних дней сохранилась церковь Казанской богоматери (1871), воздвигнутая в честь изгнания кокандцев из Семиречья, дом лесовода Э. Баума в Алматы, также церкви в Семипалатинске, Сергиополе и др.
Два его сына Андрей и Константин во многом помогали отцу в строительных делах, и один из них – Андрей – превзошел славу своего отца в зодчестве. Образование получил сначала в Сибирской военной гимназии, затем в Петербурге, в Николаевской инженерной/военно-технической академии (1884) и был направлен служить в инженерные части Омского военного округа. С 1900 года в Верном занимал посты областного инженера и начальника строительного отделения Семиреченского областного правления.
К этому периоду военный губернатор Семиречья в 1887 году издал приказ: «Вследствие выяснившейся ненадежности в случае сотрясе¬ния почвы кирпичных построек, впредь предлагается возводить лишь деревянные дома». В строительстве деревянной одноэтажной Алма-Аты непосредственное участие принимал Зенков-младший.
С первых лет Советской власти принимал деятельное участие в реконструкции Алма-Аты, готовил строительные кадры, осуществлял надзор над строящимися объектами. С 1927 года – губернский инженер, начальник Управления строительного контроля при Совнаркоме КазССР. Видевший губительную силу местных землетрясений (1887, 1910), он разработал принципы антисейсмического строительства Алма-Аты. Позднее писал: «Я не боюсь за наш город… Верю в то, что он украсится солидными каменными, бетонными и другими долговечными строениями. При специальном устройстве фундаментов… вполне допустима конструкция грандиозных по высоте до 30 – 40 этажей зданий».
Дмитрий Снегин писал: «В представлении молвы Андрей Павлович Зенков был образованным, воспитанным и порядочным во всех отношениях горожанином». Построенные им здания, которые до сих пор украшают Алматы, являются образцами деревянного зодчества: Верненское городское училище (1890), Верненская женская гимназия (1904, ныне художественно-графический факультет КНПУ, б. КазПИ), Дом военного собрания (1908), Казахский коммунальный банк (б.ул. Фурманова и Октябрьской), магазин купца Габдулвалиева, особняк купца Шахворостова и др. По проектам А.П. Зенкова построены здания в ряде городов Казахстана и Киргизии. И любимым его детищем стал Кафедральный собор.
Шедевром деревянного зодчества Алматы является Свято-Вознесенский кафедральный собор, расположенный в парке имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев (бывший Пушкинский парк/ранее – Губернаторский сад).
Собор – художественное чудо прошлого – продолжает восхищать взоры людей в настоящем. И появилось это деревянное чудо в городе Верном в 1907 году. Историческое название – Софийский Вознесенский Туркестанский православный кафедральный собор (позже переименовали в Свято-Вознесенский в честь Вознесения Господня), в обиходе называют Кафедральным собором/Вознесенским собором (1904–1907). Автором является архитектор-инженер Андрей Павлович Зенков (по проекту арх. К. Борисоглебского при участии А.П. Зенкова).
Торжественная закладка Кафедрального собора Туркестанской епархии состоялась 26 сентября 1903/1904 года на месте, где раньше стояла пушка, выстрелом извещающая горожан о наступлении полудня. Освятил закладку епископ Туркестанский и Ташкентский Паисий (Виноградов).
Для строительства храма использовали древесную породу тянь-шаньской ели голубого цвета и заилийской сосны. Собор построен в 1906 году без единого гвоздя (деревянные детали соединялись друг с другом металлическими крепёжными скобами) и освящен 30 июля 1907 года. Высота 56 м., колокола весом до 4-х тонн на 25-метровой высоте. Зенков писал: «При грандиозной высоте он представлял собою очень гибкую конструкцию. Колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева и работала, как гибкий брус».
Соборное убранство выполнили в художественных мастерских Москвы, иконы писались в Киеве, в мастерской В. Васнецова. Трехъярусный иконостас с позолоченной резьбой оформлен художником Николаем Хлудовым. Это одно из крупнейших в мире по высоте и кубатуре деревянное многокупольное сооружение.
Здание выдержало сильное землетрясение 1910 года, но деформировался купол под тяжестью колоколов и согнулся крест на западной башне из-за того, что лопнули растягивающие его цепи. В те периоды в «Семиреченских ведомостях», в «Туркестанских ведомостях» и даже в петербургской газете «Звезда» регулярно освещались последствия землетрясения с данными о разрушенных зданиях и человеческих жертвах, но кафедральный собор и Дом военного собрания, возведенные А.Зенковым, в числе разрушенных и поврежденных зданий не упоминались.
Со временем собор претерпел конструктивные изменения. В 1929 году, как и по всей стране, были сброшены колокола со звонницы собора, иконостас был разорен, разворованы иконы, церковная утварь и библиотека.
В разное время в нем располагались исторический, выставочный залы. В молодости я посетила выставочный зал в Кафедральном соборе и слушала выступление Казахской хоровой капеллы – историческое оформление храма отсутствовало. Со временем иконостас и соборное убранство были восстановлены. Установили 9 новых колоколов. Сейчас – это действующий православный храм. 2 мая 1994 года, в Светлый Понедельник, было получено разрешение на совершение богослужения в соборе.
Особый шарм придают собору хвойные деревья и многочисленные голуби, свободно летающие в пространстве над небольшой площадью, приземляясь на нее, не пугаясь людей.
О знаменитом верненском архитекторе написано немало книг, воспоминаний его современников и краеведов более позднего времени – книга Вл. Проскурина «Эпоха зодчих Зенковых» (2016), интересные факты о нем и его творчестве приводит в романе «Утро и два шага в полдень» Дм. Снегин, Ю. Домбровский в романах «Хранитель древности» и «Факультет ненужных вещей» описал историю создания собора. Композитор М. Иванов-Сокольский написал вокально-симфоническую поэму «Великий зодчий» (1969). В 2007 году Национальный банк Казахстана выпустил в обращение монету «Кафедральный собор» номиналом 500 тенге из серебра.
Поэт В. Муратовский писал:
Я, как в дом родной, вхожу
В Кафедральный Собор.
Киваю Зенкову не благоговейно,
Но благодарно.
Фатима Оразбекова, педагог-ветеран, член Союза журналистов
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск
А про мечети и синагоги слабо написать? Вы Про росийский сми
и про мечети есть, вы же нас внимательно читаете)) Храм в Казахстане, у нас дружба всех религий и наций.