Гитаристам — очередной выпуск авторской колонки музыкального обозревателя Петропавловск.news.
«Чаще всего я использовал стандартный строй — но также и на тон ниже. Не думаю, что стандартный строй себя исчерпал, ведь поп-музыка вся в данном строе. Пониженный строй в наше время свойствен рок-музыке, особенно в «металле». И это вполне разумно».
(Валерий Гаина)
Понижение 6-ой струны с «ми» на «ре» — и если вы явно питаете слабость к шедеврам классического рока, достойным началом здесь будет «The Wizard» Uriah Heep. Дополняя измененный строй, на тон ниже (от «ля» к «соль») опускается струна 5-ая; одним из примеров, ради чего лишний раз вращались барабаны двух гитарных колков, может служить «Прогулка» Мусоргского в аранжировке Казухито Ямашиты. Вновь в руки просится гитара классическая — и при очередном обращении к строю Drop D звучит «Norwegian Wood». Не ограничившись одним лишь каподастром и варьируя толщину струн в зависимости от повышения или понижения, доиграться можно до находок весьма неожиданных и любопытных, — вплоть до отголосков индийского ситара, в руках Джорджа Харрисона звучавшего скорее как гитара экзотическая…
Помимо стандартного существует и близкий смычковым новый стандартный строй, придуманный Робертом Фриппом (King Crimson) и предполагающий замену нижних струн на более толстые, а верхних — на те, что потоньше. При всей своей необычности даже «Строй Страуса» (все струны — на одну ноту: D-D-d-d-d-d) настраивает на мысль — это ещё не предел; а раз так, может быть, для начала отойти от классического испанского строя «ми» на полтона вниз в Eb, что и делал Джими Хендрикс? Не является пределом и классический мажорный строй русской семиструнной гитары — в сочетании с минорным ставший одной из многочисленных изюминок в незабываемом совместном музицировании Сергея Никитина и Петра Тодоровского…
Разновидности гитарного строя — тем более количество аккордов,- не счесть так сразу; и в свою очередь не сочту традиционный строй исчерпавшим себя. Во всяком случае, зачастую измеряемый годами срок позволяет убедиться в познании всего лишь так сотой доли того, что возможно в «ми-си-соль-ре-ля-ми». Хотя ничто не мешает при этом саккомпанировать «Я ни разу за морем не был» в DADGAD…