«Roll over, Beethoven!»-вторили кумиру юности Чаку Берри ранние «Битлз». Вскоре, однако, стало ясно: их собственное творчество и высокая классика — these are words that go together well, tres bien ensemble; даже несмотря на то, что еще недавно они без лишних церемоний предлагали последнему представителю венской классической школы «перевернуться в гробу и рассказать об этом Чайковскому», — отмечает музыкальный обозреватель Петропавловск.news.
«Теперь я чаще бываю в обществе, и потому жизнь моя стала веселее. Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека…»
(Из письма Бетховена другу, ноябрь 1800 года)
Незадолго до выхода «Abbey Road» в качестве рефрена слово because прозвучало в «Dig A Pony», сочиненной Джоном Ленноном для Йоко Оно (на ливерпульском жаргоне dig — любить, ценить; pony — банкнота в 25 фунтов стерлингов, прим.авт.). «А это и есть «Лунная соната», только сыгранная наоборот!»-отозвался он уже о песне «Because», имея в виду лишь гармоническое сходство.
«Лунное» название 14-й сонате Бетховена уже после его смерти дал романтически настроенный поэт Людвиг Рельштаб, однако предыстория ее создания, как известно, не столько романтична, сколько драматична…
В конце 1799 года Бетховен знакомится с семьей Брунсвик — обедневшими венгерскими аристократами, оказавшимися в Вене. Спустя год к ученицам Терезе и Жозефине Брунсвик присоединилась прибывшая к ним из Италии родственница, 16-летняя графиня Джульетта Гвиччарди. Ставший через некоторое время ее супругом граф Галленберг, несмотря на попытки заниматься композицией, вряд ли был способен на шедевр — его создал отвергнутый гений «со свекольного хутора» (подобным образом можно перевести фамилию Бетховена — прим.авт.).
После измены Джульетты в поисках одиночества страдающий от сердечных ран и все более напоминавшей о себе глухоты композитор отправился в имение своего друга. Найденный после трехдневных блужданий по лесу обессилевшим от голода, Бетховен не жаловался — все было выражено в музыке…
1969-й для новоявленной четы был годом событий самых разных — от совместного обеда с Сальвадором Дали в парижском ресторане Нобеля до легендарных акций «Bed-In» и «War Is Over» и…потери желанного ребенка.
«Можешь сыграть эти аккорды в обратном порядке?»-попросил однажды Джон Йоко, услышав в ее исполнении знаменитый опус до-диез минор. Если в свое время идея записать диск в стиле реггей не встретила поддержки у музы Леннона (по причине ее невостребованности в такого рода проекте), то в данном случае вклад, хотя и более чем скромный, был внесен — так на свет появилась «Because» (позднее была включена для прослушивания в нашу отечественную школьную программу по музыке и пению — прим.авт.). Помещенная на вторую сторону последнего по хронологии, великого альбома битлов, композиция, представляющая хрестоматийный образец для вокалистов, как нельзя лучше отражает тонкую ранимую натуру основателя группы, нередко так тщательно скрываемую под маской циника.
«Tell Me Why»,- дерзнув покуситься на загадку гения, мог поинтересоваться когда-нибудь и кто-нибудь в очередной раз. «Ask Me Why»,- будучи в хорошем настроении, возможно, ответил бы Джон. И добавил при этом: «Because…»
С использованием источников: «Джон Леннон навсегда» (Руди Бенциен), «Иллюстрированные песни Битлз» (Марат Джумагазиев)