Его техника игры на акустической и электрогитаре оказала влияние на множество известных гитаристов. Впрочем, не только гитаристы ссылаются на Джона Маклафлина как на «одного из лучших и влиятельнейших музыкантов современности». Выдающийся представитель стиля джаз-фьюжн – специально для «Петропавловск.news».
— Господин Маклафлин, Ваш музыкальный кругозор сформировался под влиянием блюза, фламенко, индийской музыки и джаза. Добавилось что-то в этот список со временем?
— Я начал свое музыкальное образование, играя классическую музыку на фортепиано. Моя мать была скрипачкой, и, конечно, вся моя музыкальная жизнь проходила под воздействием этого. Западная классическая музыка всегда была частью моей жизни с самого начала, я даже написал две пьесы для гитары и оркестра. Даже сегодня, если Вы заглянете вмой iPod, Вы найдете музыку Баха, Моцарта, Скрябина и Равеля ….
— Вы играли вместе с Пако де Лусией, к сожалению, недавно ушедшим из жизни. Есть что-нибудь, что Вы, возможно, не успели ему сказать?
— С Пако мы говорили довольно часто, и наш последний разговор был как раз накануне его отъезда в Центральную Америку, приблизительно за 6 недель до его смерти. Я послал ему новое произведение, которое я написал для нас обоих, и мы также обсуждали планирование записи новой музыки в этом году. К несчастью, этого не случится никогда. Я сказал Пако все, что хотел сказать, во время нашего телефонного разговора. Относился к нему с большой любовью на протяжении 36 лет, и он знал это.
Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!
— Если представить, что стиль «фьюжн» формируется сегодня, из каких компонентов бы он состоял?
— Слияние происходит постоянно. Оно продолжается в музыке сотни лет, это непрерывный процесс. Лично я хотел бы видеть больше джазменов, играющих с индийскими музыкантами. Глубокое влияние индийской музыки на джаз, начавшееся с Колтрейна в середине 60-х, никогда не пытались по-настоящему развивать. Мы можем многому научиться друг у друга. Я также хотел бы видеть больше влияния музыкальных культур Центральной Европы: Венгрии, Румынии и так далее, возможно, даже вашей страны. Там также есть много общего между нами.
— Наиболее яркий пример смешения стилей, оказавший на Вас наибольшее влияние как на композитора?
— Сочинение музыки – часть моей жизни. Это неотъемлемая составляющая выражения меня в музыке. Как я уже упоминал выше, одни композиторы находились под влиянием других культур и композиторов в течение сотен лет. Это было началом музыки «фьюжн» в западном обществе. В XVII веке немецкие композиторы находились под влиянием итальянцев, это продолжилось на протяжении веков. Рассмотрим наиболее удачный пример – «Болеро» Равеля. Это классическое произведение было создано под прямым испанским, латиноамериканским воздействием, а также под воздействием традиций фламенко. Наверное, это самая удачная музыка «фьюжн», когда-либо написанная.
— Читал, что первый состав Вашего «Mahavishnu Orchestra» отличался сложными отношениями между музыкантами. Что Вы больше предпочитаете – играть исключительно с виртуозами, не принимая во внимание человеческий фактор, или это для Вас тоже важно?
— В начале отношения между участниками первого «Mahavishnu Orchestra» не были «сложными». Тогда они были отличными. Только после того как группа добилась огромного успеха, отношения начали осложняться. На мой взгляд, потому что этот успех был слишком быстрым. По поводу виртуозов – я не хочу играть с музыкантами, для которых проблематично ясно выразить свои глубокие чувства в музыке. Для этого требуется целеустремленность, настойчивость и вдохновение. Ваш вопрос нелогичен в том смысле, что Вы отделяете человеческий фактор от великих исполнителей, и это ошибка. По моему опыту, чем талантливее музыкант, тем более он велик в человеческом плане!