Не одни только жестокие гладиаторские сражения входили в «культурную программу» древнеримских амфитеатров – кровавые зрелища предварялись «на разогрев» музыкальными номерами и театральными миниатюрами. Сами же бои сопровождались игрой на разнообразных духовых, а также водяном органе – гидравлосе, — сообщает ведущий музыкальной рубрики «Петропавловск.news» ИА-Rex Казахстан.
Альбатрос парит высоко над головой,
Далеко внизу прибой катит волны в лабиринт коралловых лагун,
Свой прощальный луч посылает солнце сквозь зелень,
И чрез прибрежные пески доносится эхо дальних времён…
Испытав влияние греческой, эллинистической культуры, музыка Древнего Рима, являясь хотя и довольно популярным видом искусства, носила прежде всего развлекательно-зрелищный характер – как следует из предыдущих строк. И кто мог знать, что много веков спустя эхо органа над ареной Помпей раздастся с иной целью – в композиции «Блюдце, полное секретов» Рик Райт исполнит «Celestial Voices”, реквием по погибшим в битве.
Эхо…Согласно легенде, безмолвная нимфа, носившая это имя и способная лишь повторить несколько слов, была отвергнута гордым Нарциссом, за что тот понёс кару, влюбившись в собственное отражение в ручье. Нимфа Эхо, несмотря ни на что продолжающая любить Нарцисса, становится невольной свидетельницей его смерти от «неразделённой любви». Изображение на фреске «Нарцисс» из Дома Марка Лукреция в Помпеях сохранилось до наших далёких времён. А несколько строк эпиграфа из композиции «Эхо», исполненной в столь своеобразном концертном зале, вполне могут сойти за перевод древней поэзии, нередко, как и сама музыка, вводя слушателя в состояние, близкое психоделическому трансу. Нетрудно предположить, в каком состоянии находились музыканты, актёры, бойцы, зрители – все, присутствующие на представлении, совпавшем с роковым извержением Везувия. Однако до сих пор не все загадки мёртвого города открылись историкам и археологам. И в год 45-летия эпохального концерта «Пинк Флойд» в Помпеях не один только амфитеатр, по форме напоминающий блюдце, по-прежнему полон тайн…
Факты о фильме «Live at Pompeii” (и не только)
Концепцию разработал режиссёр Эдриан Мейбен, предложивший сделать фильм «антивудстокским, где отсутствует сходящая с ума публика, но музыка, безмолвие и пустой амфитеатр скажут едва ли не больше, чем огромная толпа»
***
Музыканты «Pink Floyd”, со своей стороны, приняли нестандартное решение играть на съёмках “живьём», и лишь немногое было затем добавлено в студии – в том числе небольшой фрагмент с участием «поющей» собаки по кличке Мадемуазель Нобс
***
Одна из катушек с плёнкой была утеряна, вследствие чего в ленту был вставлен эпизод, включающий соло ударных в «One of these nights”
***
Коммерческим результатом участники группы не были довольны, однако через много лет у Роджера Уотерса состоялся разговор с одним из киномагнатов, рассказавшим, как он получил многомиллионную прибыль от “Концерта в Помпеях». По словам ударника Ника Мэйсона, собеседник Уотерса был немало удивлён, когда известный своей вспыльчивостью басист «Pink Floyd” вместо поздравлений велел убрать удачливого бизнесмена с глаз долой…
***
Помимо Помпей, история знает и другие примеры необычных рок-концертов. Наиболее известный – выступление «Битлз» на крыше студии «Эбби Роуд». Также такого рода акции проходили у подножья древних пирамид Гизы, на борту Боинга 757, и даже на Эвересте.
фото с сайта vilingstore.net