От старинного Петропавловска, каким я его помню, уже почти ничего не осталось. Многие исторические здания затянуты в новые оболочки, чаще всего дешевые и пошлых цветов. Со всех сторон на меня кричит какая-то неумелая реклама, словно вывески пещерного человека, который недавно узнал, что можно взять доску и написать на ней «продам шкуру мамонта».
Ни о какой степенности, импозантности города, которому почти 270 лет, нет и речи. А ведь для городов 270 — это возраст солидного мужчины, который уже распрощался с юностью и перешел во взрослую жизнь. Петропавловск должен носить неяркую солидную тройку, джентельменскую шляпу и галстук, разговаривать неторопливо и обдуманно, быть всегда гладко выбритым и галантным. Ведь за плечами уже остались и лихая юность, и война, и безденежье. Но он все еще притворяется юношей и играет яркими красками, экспериментирует со стилем, одеждой, прической и пытается найти себя. И пока не находит.
Вполне интересные и яркие новые фонтаны, небольшие скульптуры, скамейки и клумбы соседствуют с ужасной безвкусицей в виде пластиковых конструкций, сверкающих мнимой любовью к городу.
Наверное, это кризис среднего возраста. Скорее всего, когда-то закончится эта череда необдуманных переименований улиц, идиотской рекламы, закончится и пора каркасных ларьков, которые стоят на каждом углу. Пройдет пора, когда новые жилые дома — это всего лишь кирпичные стены, а не архитектура.
Постройки, которые в последнее время можно было бы воспринимать как архитектуру, можно сосчитать по пальцам одной руки. Да и появились они только потому, что кто-то разрешил строить новые жилые дома в самом центре города.
Большие деньги — большие люди, большой пафос. По их мнению, дом должен выглядеть ярко и броско, как, например, два строящихся чуть ли не в готическом стиле «замка» возле парка.
Впрочем, как мне кажется, интересная архитектура этих домов получается скорее случайно, чем запланированно. И у меня на душе скребутся кошки и спрашивают: «Андрей, почему они строят хуже и страшнее, чем тридцать лет назад, хуже, чем пятьдесят лет назад, хуже, чем сто?»
Вот ведь стоят прекрасные здания на улице Конституции Казахстана: столетний музей, того же возраста ЦУМ, прекрасное здание кинотеатра «Новый Свет» (он же «Ударник»).
И тут же здание-пустышка — гостиница рядом с драмтеатром, словно бородавками обросшая кондиционерами. О чем говорить, если даже полублагоустроенные двухэтажные дома на БЖ выглядят интереснее, чем любой из новых современных жилых домов на улице Ж. Кизатова. И почему все это заковано в пластиковые или жестяные пластины?
Если когда-нибудь археологи далекого будущего станут изучать наш культурный слой, то они однозначно назовут его Пластиковым веком. Пластиковая посуда, пластиковые машины, пластиковые здания… И, надеюсь, придут к тому же выводу, что и я: пластик в наше время убил все архитектурные стили. А архитекторы убились сами собой, когда увидели, как прекрасные старые здания ремонтируют самым идиотским из всех возможных способом — просто обтягивают их снаружи… Правильно, пластиком, разноцветными пластинами алюкобонда.
Я предлагаю составить список изуродованных зданий и почтить их память минутой молчания. Сюда точно бы вошло совершенно испорченное снаружи здание бассейна «Дельфин» на улице Жамбыла, к которому приросли два пластиковых аппендикса. Когда-то, проезжая мимо, можно было видеть, как внутри здания занимаются дети, кипит жизнь. Нельзя забыть безвременно ушедшее от нас здание Дворца пионеров, обезличенное донельзя. Обезображено здание городской администрации в конструктивистском стиле. Какие-то эстеты от архитектуры «улучшили» его массивным бессмысленным козырьком над входом.
А ведь когда-то перед ним был приличный фонтан! Наполовину спрятано в пластике и в рекламных щитах колоссальное здание бывшего ДК «Машиностроитель» и его когда-то прекрасная фонтанная площадка. Уже очень давно не является уютным магазин «Уют», а когда-то вполне симпатичный кинотеатр «Заря» превратили в нечто, похожее на бардак из старых фильмов.
Ненастоящий полковничий дом
Особую грусть вызывает судьба симпатичного двухэтажного особняка на улице Карима Сутюшева, 7. Это бывший дом последнего коменданта петропавловской крепости Василия Строганова.
В конце 19 века, когда Строганов был назначен комендантом крепости, ее значение для города уже ослабело, поэтому сам комендант жил большую часть времени на казарменном положении, как и все остальные солдаты и офицеры гарнизона. Однако для своей жены и детей полковник решил построить дом поодаль — в культурном сердце города, рядом с изящным зданием старого драматического театра (в нем сейчас располагается мебельный магазин). Собственно, Строгановым принадлежала лишь часть дома — второй этаж. На первом находилось городское казначейство. Из окон второго этажа открывался прекрасный вид на улицу Караванную (ныне — Карима Сутюшева) и на Соборную площадь, с прекрасным Вознесенским собором, с каменными особняками и магазинами. Здесь купеческие дома в конце 19-го века росли как грибы после дождя. Дом купца Казанцева и его магазин, и ныне существующие и замечательно выглядящие, торговый дом «Братья Овсянниковы и Ганшин с сыновьями» — до 1905 года — двухэтажный, а впоследствии — трехэтажный дворец шикарнейшей архитектуры. Хотя он и не пережил пореволюционных дней, но в 30-е годы был восстановлен, правда, в урезанном виде, и существует как здание «Казпочты». Сам центр города — элитный район по тем временам. Рядом драматический театр, куда явно ходила полковничиха Строганова с дочерьми, чуть в стороне — женская гимназия, где учились дочери коменданта. Символично, что из тех же окон было видно и двухэтажное здание, в котором после революции располагалось ОГПУ-НКВД. Вероятно, именно здесь в 30-е годы полковник Строганов и пропал. Во время революции и гражданской войны он сумел подстроиться под течение времени, смирился с тем, что дом его стал коммуналкой, куда подселили «товарищей», а вот годы активного выявления врагов народа и скрытых монархистов был репрессирован.
Так вот, дом полковника пережил весь советский период истории нашего города. Он остался нетронутым, когда рядом снесли несколько кварталов старых домов ради многоэтажек. При расширении улицы Сутюшева этот дом остался всего лишь одним из двух старинных зданий на всей улице, пусть даже почти незаметный в тени многоэтажек. И вытерпеть все это дому пришлось ради того, чтобы в 21 веке в новом современном городе какой-то архитектурный невежда решил его «улучшить»? К дому полковника была сделана пристройка, а чтобы не было особого контраста, оба здания приведены в одинаковый вид. По новой моде, они обтянуты ядовито-синим металлопластиком, и приличное здание позапрошлого века теперь полностью скрыто от глаз людских под слоем «современного ремонта». По иронии судьбы, в доме до недавнего времени располагалось областное управление культуры вместе с отделом по охране памятников.
Список неохраняемых памятников архитектуры
Впрочем, дом Строганова, с недавних пор отсутствует в государственном списке памятников местного значения…
Впрочем, список этот — филькина грамота, т.к. перечисленные в нем объекты в реальности никем не охраняются. Уничтожены прежде украшенные мемориальными досками дома купца Смолина (1874 г. постройки), рушится буквально на глазах дом купца Дмитриева (1907 г.), в ужасном состоянии бывшая женская гимназии (1864 г.) и торговый дом (1915 г.) — тот самый «Колизей», что когда-то был обкомом партии, затем областной больницей.
Создается впечатление, что охранный список указывает кому-то здания, которые уже приговорены к уничтожению. Невольно задумаешься, как попали старинные дома в столь ненадежные частные руки? Кто продал по дешевке историческое достояние города людям, которые так лихо расправились с ним?
На пристрастие к алюкобонду и прочей огнеопасной пластмассе недавно обратил внимание сам Президент страны, отметивший, что у нас нет архитектуры, а есть кому-то выгодное нездоровое увлечение так называемыми современными материалами. Сказано это было в упрек столичным архитекторам. А кто приструнит наших, провинциальных специалистов по «реконструкции» и евроремонтам?
Андрей Новиков
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск