29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Внучки за деда не отвечают?

Недавно кинодеятели порадовали телезрителей очередным сериалом из жизни Вождя Народов, главной героиней которого сделали его дочь. Телесериал так и называется – «Светлана».


Ничего особенно нового тем, кто и раньше интересовался личной жизнью Сталина и его семьи, авторы не сообщили. Четыре законных мужа, несколько, как принято нынче говорить, гражданских…

Все они давно известны, как и биография самой Светланы, которая покинула Родину и двоих детей от разных мужей в 1966 году «ради свободы и демократии» и скончалась в одиночестве в доме престарелых в 2011 году.

Разве что по окончании показа сериала пригласили на встречу с телезрителями некоторых из ныне живущих потомков скандально известной людям старшего поколения Светланы. Молодые обаятельные правнучки вождя тоже ничего ранее неизвестного не смогли рассказать. В ответ на вопросы ведущего о Екатерине Ждановой и Ольге Питерс они только пожимали плечами и уверяли, что в их семьях все в порядке, а матери – под присмотром.

Между тем…

Летом 1991 года группа студентов — выпускников географического факультета МГУ — направлялась на практику на настоящий край света – на Камчатку.   В этом вузе, признанном и сейчас одним из лучших в мире (ныне имеющем филиал в Астане), студенты проходят практику как можно ближе к объектам изучения. В данном случае, юношам и девушкам предстояло познакомиться с самым большим в СССР действующим вулканом – Ключевской сопкой — и потрудиться в НИИ вулканологии и сейсмологии, расположенном в поселке Ключи, прямо у подножия дышащей огнем и дымом сопки.
Среди практикантов были два выпускника средней школы №5 г. Петропавловска – нашего Петропавловска, не Камчатского. Назовем их Саша и Игорь.

— У вас, кажется, была самиздатовская перепечатка мемуаров Светланы Аллилуевой «Двадцать писем другу». Можно посмотреть? — спросил Игорь.

-Зачем тебе? Ты же всегда говорил, что не читаешь всякую антисоветчину!

— Хочу проверить, была ли у Сталина такая внучка – Екатерина Жданова. Нам в Ключах вулканологи рассказали, что она якобы у них в НИИ работает. Мы хотели познакомиться с коллегой – она, как рассказали, окончила наш факультет, только специализировалась как геофизик.

На Камчатку приехала сразу после окончания вуза – в 1977 году. У матери в США ни разу не была, даже в Москву к брату Иосифу Аллилуеву не ездила. Нам сказали, что она не любит ни с кем общаться. Живет в халупе, вроде той, какая была у нас на улице Абая, за парком.

Только с десятком своих собак гуляет по округе. Коллеги считают ее… неадекватной и жалеют.
— Мне особенно понравилось, что ей можно ходить на работу, когда захочется. Никто ей замечаний не делает. Оказывается, и культ личности бывает полезным, — съехидничал Саша. – Эх! Мне бы такого деда! Жил бы припеваючи на всем готовом в Кремле или на госдачах на берегу Черного моря!
— Если бы он тебя не отправил куда подальше, как всю родню по линии Сванидзе, — парировал друг.
Пока ребята препирались, я полезла в словарь, выяснить, чем занимается геофизика. Вычитала: «комплексная наука, исследующая физическими методами строение Земли». Ну-ну! Сразу стало понятно, но не всё! Вспомнился совет Маяковского по другому поводу: «надо иметь умных товарищей!» Они были рядом – шибко умные товарищи и книги. Первые объяснили, что ученые в Ключах наблюдают за вулканом, пишут о нем умные статьи и предупреждают страну, если сопка вдруг начинает грозить извержением или землетрясением. Городок Ключи очень благоустроенный, закрытый. По сути, почтовый ящик. В нем есть все необходимое для работы ученых. Поэтому туда охотно приезжают выпускники лучших вузов страны. Тем более им северные надбавки платят. За все время существования НИИ там работали около 200 только выпускников МГУ. Многие стали крупными учеными и очень популярными в мире специалистами. Италия, которую трясет чаще Японии, Сахалина и Камчатки, вообще переманивает наших вулканологов.
Я взяла 12-й том Исторической энциклопедии — на букву С . В нем Сталину отведены целых три страницы и вкладыш – карты операций под Царицыном в Гражданскую войну и под Сталинградом в Отечественную. В статье расписаны ошибки вождя во время коллективизации и войн, обличается культ личности. Но о его потомках – ни слова. Чего вы хотите! Советское издание 1971 года! Время разоблачения культа личности Сталина. Зато из книги выпал тот самый самиздат – пачечка тонкой папиросной бумаги, на которой трудно читаемым машинописным шрифтом напечатаны первые мемуары Светланы Аллилуевой «Двадцать писем другу». С кем и на что я выменяла листочки в докомпьютерное время, уже не вспомнить. Но именно так мы тогда добывали нашумевшие издания – самиздат и тамиздат.
Перелистали мы с ребятами хрупкие странички, нашли строчки о втором муже мемуаристки. Аллилуева рассказала: «Моим вторым мужем был Жданов (сын Андрея Жданова, секретаря ЦК партии). Это был выбор отца. И мы поженились. У нас не было ни единого свидания… Отец был уже старым, и я не могла постоянно идти против его воли… Я знала только, что не хочу этого брака, и вскоре после рождения Екатерины развелась с ним.

Внучка Иосифа Сталина Екатерина.

Отец был страшно недоволен, но к этому времени он уже понял, что я всегда буду делать то, что ему не нравится». Далее Светлана расписывает, каким скучным был сын партийного босса, ближайшего сподвижника ее отца. Считалось, что Сталин готовил А.А. Жданова в преемники, но он, пережив ленинградскую блокаду, умер раньше Вождя – в 1949 году.
Значит, Екатерина Жданова в 1991 году уже лет 15 жила на Камчатке и работала в НИИ вулканологии…

Почему она, москвичка, да еще из такой семьи, забралась в какой-то глухой поселок у подножия вулкана?
И тут я вспомнила, что муж одной моей коллеги, учитель истории Станислав Иосифович Р., рассказывал о своем брате –доценте Ростовского университета. Этим вузом, по рассказам братьев, много лет руководит тот самый Юрий Андреевич Жданов. Звоню друзьям – и слышу поток упреков за то, что не знаю такого знаменитого философа и гениального химика, академика и профессора, лауреата многих премий Юрия Жданова! Оправдание, что я вроде бы филолог, а в химии с детства ни бум-бум, не действуют! «Так Юрий Андреевич и поэт известный! В Ростове он выпустил несколько поэтических сборников! Там все знают его стихи! Он вывел этот университет на международный уровень! И кубанский тоже! И калмыцкий! В них – он почетный профессор!»
Едва успеваю вставить свой вопрос о дочери и слышу: «Какая дочь! У него сын!» И тут мой информатор вдруг умолкает. Потом слышу: «Ты, наверное, о той, его первой, – о Светлане… Так они недолго жили вместе – чуть больше года. Она подбросила ему детей и упорхнула в Индию, а потом в Америку.

Ждановы воспитали и свою родную внучку, и ее сына от первого брака – Иосифа Жданова. Его Юрий Александрович усыновлял. Он сейчас известный кардиолог – Иосиф Аллилуев, взял фамилию деда по матери. А по родному отцу он Морозов. Говоришь, дочка на Камчатке? Что она там делает? Она же вроде физик? Или химик, как отец? Зачем они тебе? Деда, Сталина, ни один внук не знал. Они его тоже ни разу не видели».

Парни посмеиваются, слушая наш диалог. Ну, предки! Сами разобраться не могут, кто кому отец, а нас поучают!
Не могу сказать, что мы с ребятам с тех пор только тем и занимались, что следили за перемещениями по миру Светланы, бывшей Сталиной, затем Аллилуевой, потом Ланой Питерс. Наступили времена так называемой гласности и свободы слова. Какой только макулатуры тогда не появилось на книжном рынке! Продавались совершенно свободно и некоторые книги Светланы Аллилуевой. Особых очередей за ними не наблюдалось. А самиздат вообще сдох и пока не воскрес. Это ведь запретный плод сладок… Оказалось, Светлана написала еще несколько книг, в которых по-прежнему обвиняла во всех своих неудачах отца и бывших мужей. За первые издания она получила огромный гонорар в США и в ФРГ, но его профукал ее последний законный муж – американец. Он использовал деньги жены для своих творческих исканий в архитектуре, прогорел и бросил жену и дочь. Когда деньги кончились, Светлана – тогда уже Лана Питерс – в конце 1984 года вернулась в СССР вместе с дочкой Ольгой, которую родила в 47 лет.
Мать-кукушка пыталась руководить детьми Иосифом Аллилуевым и Катей Ждановой, которых бросила почти 20 лет назад. Мягкий и тактичный Иосиф (врач-кардиолог все-таки!) попросил мать не вмешиваться в его жизнь, не командовать его женой.
Катя отказалась от встречи с матерью. Она ограничилась короткой запиской, в которой писала, что никогда не простит. Аллилуева передавала дочери письма с американскими учеными, прикомандированными к станции, но та не отвечала. Светлана Аллилуева никому так и не раскрыла причин отъезда, послужившего основанием для разрыва отношений с детьми. Свой поступок она оправдывала тем, что «сын и дочь были уже в таком возрасте, когда могли позаботиться о себе сами». (Осе — 21 год, Кате -16. Оба еще студенты). Она забывала, что в то время такой побег считался предательством Родины, и отношение к близким невозвращенца было сложным. Что им пришлось пережить в связи с бегством матери, знали только они. И у них были свои причины так и не простить свою мать. Екатерина не захотела увидеть мамочку и не отозвалась из своих Ключей на ее телеграммы.

Светлана обиделась на неблагодарных детей и уехала в Грузию, а затем навсегда за рубеж, Иосиф, по его словам, «испытал большое облегчение».
В США Светлана написала очередную порцию мемуаров, в которых обидела весь грузинский народ, назвав домик отца в музее в Гори «халупой хуже курятника». А ее так гостеприимно принимали в Тбилиси! Выделили трехкомнатную квартиру, закрепили за ней черную «Волгу», чтобы было на чем возить младшую дочь — американку Ольгу Питерс — в престижную школу и на ипподром, где девочка занималась конным спортом. И все бесплатно! Наоборот, Светлане и ее дочери назначили персональные пособия.
Неблагодарная Катя переписывалась только с отцом до конца его жизни (1919 — 2006 гг.), в детстве и юности объездила с ним полстраны.
В камчатский поселок Ключи Екатерина впервые приехала в 1977 г. в составе геологической экспедиции, изучающей Ключевскую сопку, крупнейший действующий вулкан Евразии, увлеклась там геофизикой и осталась навсегда.
«В Ключах Катя познакомилась с обаятельным сотрудником вулканостанции Всеволодом Козевым — неординарным человеком, который легко становился душой любой компании. В такого трудно было не влюбиться. Очаровал провинциальный донжуан и молодую москвичку, он оставил жену и двоих детей и женился на Катерине», рассказал друг молодой семьи Тезиков.
В молодости и Катя была веселой, общительной, играла на гитаре и пела дуэтом с женатым коллегой, за которого довольно быстро вышла замуж и родила дочь Аню.
Злые языки уверяли, что вулканолог Сева рассчитывал на сталинское наследство, а у внучки не оказалось ни кола ни двора. К тому же, воспитанная няньками и «ждановскими бабами», которых очень не любил ее дед, Катя оказалась непрактичной хозяйкой. Муж ее допелся и допился до цирроза печени, распух от пьянок и застрелился из ружья прямо в доме. С тех пор Екатерина переменилась, стала нелюдимой, признавая только компанию собак. Ее дочь Аня вышла замуж за контрактника из соседней воинской части рано, чуть ли не подростком, родила двух дочек. Ей тоже стало не до мамы. Муж Ани первое время даже не подозревал, что породнился с потомками генералиссимуса. Узнал об этом позднее, причем не от жены, а от знакомых, но отнесся к новости спокойно: генералиссимус тоже человек. Так и живут «наследницы Вождя» – рядом, но каждая сама по себе.
Специалисты–вулканологи, приезжавшие в Ключи, интересовались Екатериной Ждановой, но она никого, особенно журналистов, не допускала в свой «коттедж». Перед какой-то международной научной конференцией руководство НИИ попыталось уговорить свою странную сотрудницу переехать в благоустроенную квартиру в Петропавловске – та не согласилась. Тогда её упросили позволить сделать хотя бы ремонт домика. Стыдно же перед людьми! Позволила… Но только снаружи …
С тех пор прошел не один десяток лет. Домик снова обветшал, но ремонтировать его больше не на что. Хозяйке все равно, а сколько средств сейчас выделяют постсоветские государства на науку, известно не только на Камчатке. Хватило бы оплатить счета ЖКХ и на зарплату сотрудникам, которые преданно служат науке в своем забытом богом и Академией наук НИИ и даже наблюдают за поведением вулкана, по мере необходимости отправляясь в экспедиции на его склоны. Числящаяся и сейчас старшим научным сотрудником пенсионерка Екатерина Юрьевна Жданова в таких случаях тоже пытается присоединиться к группе. Жалея ее, коллеги придумывают разные уважительные причины, чтобы оставить ее дома. Места там дикие, а Катя своевольная – мало ли что может случиться!
Так и живет, никому не мешая и не распространяясь о своей родословной, внучка, дочь и сестра нескольких знаменитостей мирового масштаба. Странной женщине важно только одно: чтобы ее не беспокоили. А то в 90-е каких только новых «исторических открытий» не сделали! Особенно доставалось прежним вождям и их близким. Юрию Андреевичу Жданову, несмотря на все его заслуги перед мировой наукой, тоже припомнили выступления его отца в 1946 году «по вопросам литературы» и «сумбур вместо музыки». Его начали травить с самого начала перестройки. Хотя еще в 30-е годы И.Сталин, цитируя Библию, объявил, что сын за отца не отвечает, академика РАН Ю.А. Жданова сняли с должности ректора Ростовского государственного университета, «исходя только из-за фамилии». Сейчас спохватились и навешали мемориальных досок на всех учреждениях, где он работал.

Екатерина Жданова так и жила в одиночестве. Но иногда случалось такое, что и ей не удавалось укрыться в своём домике – крепости. Когда 31 ноября 2011 года американские газеты сообщили, что «в доме престарелых города Ричланда (штат Висконсин, США) от рака толстой кишки скончалась, кремирована и неизвестно, где похоронена, дочь Сталина, писательница и мемуаристка Лана Питерс», в Ключи нагрянули толпы журналистов разных стран.
Оказалось, что американские коллеги сразу, еще 22 ноября, сообщили о случившемся руководству НИИ и лично дочери покойной. Но Екатерина Юрьевна прореагировала на новость по-своему: «Это ошибка! Это не моя мать. Я Жданова, а не Аллилуева». И она не поехала на похороны в Америку и не стала разговаривать ни с одним корреспондентом. Закрылась в своем домике. Однако многие СМИ все равно написали всякое — кому что в голову пришло. Писали в основном о Светлане, но и о том, что внучка Сталина и Жданова – «камчатская затворница», «живет в халупе на краю земли» и т.п.
Совсем недавно в Сети разгорелся еще один скандал, причиной которого стала младшая дочь Светланы – Ольга Питерс. Впрочем, сейчас она Крис Эванс: в 16 лет девушка выскочила замуж и взяла фамилию мужа, а имя придумала себе еще в детстве — назвалась Крисси в честь героини какого-то мультика или фильма. Подобно матери, дочь сменила и религию (Светлана приняла сначала православие, а потом католичество). Возможно, потому, что с 12 лет, после возвращения из СССР, девочка воспитывалась в квакерской школе-интернате, пока мама путешествовала по миру.
Сейчас Крисси, бывшей Ольге, 45 лет. Она, как когда-то ее мать, живет в одиночестве. Зарабатывает на жизнь своим трудом — торгует всякой мелочью в маленьком магазинчике. Судя по записям в соцсетях, дела Крис одно время складывались совсем плохо. В прошлом году она иронически написала: «Да у моей собаки медстраховка лучше моей». В то время Крис диагностировали рак груди, а ее страховка не могла покрыть все расходы на лечение, из-за чего ей пришлось собирать средства в Интернете. Но все обошлось. Крис выздоровела и снова работает.
А причиной скандала стали вот такие фото Крис, выставленные ею в Сети.

Больше всех видом внучки Сталина озаботились некоторые члены Коммунистической партии РФ. Они написали Ольге – Крис письмо с требованием убрать из Сети эти фото, одеться прилично, перекрасить волосы и не позорить своего знаменитого деда. Видимо, вспомнили, как заставлял Вождь свою дочку одеваться по его вкусу и не ходить голой – без чулок.
Ответа не последовало.
Часто можно слышать нытье по поводу всяких личных неурядиц. И Светлана Сталина — Аллилуева — Питерс в мемуарах не раз обвиняла отца, мужей, разных спутников жизни и даже Грузию и Америку в том, что они все вместе и каждый по отдельности мало дали ей в жизни, но помалкивала, как жили ее собственные дети.
А разве нам кто-то обещал обеспечивать разными благами всю жизнь? «Каждый выбирает для себя», сказал поэт. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *