29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

В Петропавловске продолжает разрушаться отреставрированный Дом невесты

Легендарный Дом невесты — усадьба купца Янгуразова в Петропавловске — продолжает рушиться после четырёхлетней реставрации. Не спасли городскую жемчужину ни выделенные «миллионы», ни «золотые» руки реставраторов. Внутри здания побывали корреспонденты Петропавловск.news.

Реставрация была завершена два года назад. Если в прошлом году, глядя на фасад памятника архитектуры, можно было подумать, что дом привели в порядок, то сейчас ясно одно: реставраторы пустили пыль в глаза. Причём, они, похоже, ухитрились накинуть бело-персиковую вуаль на глаза даже представителям Министерства культуры и спорта РК. Иначе почему они приняли после реставрации памятник республиканского значения, «не заметив» недочёты?


Напомним, что реставрация дома купца Янгуразова была начата в 2013 году. Требовалось полное восстановление обветшалого дома — от дренажной системы, фасада с лепниной и всех комнат до замены кровли.


На реставрационные работы из республиканского бюджета было выделено около 63 млн тенге. Восстановлением памятника занимались не абы кто, а настоящие асы – специалисты Западно-Казахстанского филиала РГП «Казреставрация». Работы затянулись на четыре года. К сожалению, «невеста» дольше ждала, пока для неё «сошьют» новое платье, нежели красовалась в обновке.


Уже сегодня фасад выглядит неприглядно. Даже простой обыватель невооружённым взглядом заметит многочисленные трещины, некоторые шириной в палец. Ими испещрены как стены, так и фундамент. Отреставрированный совсем недавно особняк рассыпается на глазах. Новая штукатурка осыпается.


Понятно, что дом постройки конца 19 века многое испытал на своем веку. Кое-что в его облике изменило время, но не настолько же! Достаточно сравнить фотографии особняка в его юности с обликом после так называемой реставрации.


Сразу бросятся в глаза разные «новшества», привнесенные «золотыми руками» современных мастеров. На фронтоне второго этажа цветочную гипсовую лепнину они предпочли заменить аппликацией из твёрдого пенопласта! Вырезанная из него фигура просто приклеена к фасаду! Рустовая отделка углов здания тоже изменена на самую простую, а до вазонов, украшавших кровлю здания, создается такое впечатление, рука реставраторов не дотянулась. Видимо, мастера забыли, что восстанавливают жемчужину не только Петропавловска, но и всего Казахстана, а не «калымят», возводя так называемые бутики на блошином рынке или обляпывая алюкобондом всё подряд.
Но это только цветочки. Ягодки начинаются сразу на первом этаже бывшей купеческой усадьбы. К сожалению, они отвратительны на вкус, цвет и запах. Штукатурка на стенах нижнего или, как его называют, технического этажа, отошла почти до самого потолка. Стены на высоте 20-30 см от пола покрыты зелёной плесенью. Выше симпатичнее – плесень белая, волокнистая, как вата.


Линолеум выглядит так, как будто он был расстелен самим купцом Янгуразовым сто лет назад, а не реставраторами. Единственное, что выглядит прилично – потолок, который пока не съела плесень. Да и мастера при работе постарались сохранить его геометрическую окантовку.

— Подвал видели? Сырость какая! Там ничего не делали. Деньги «уплыли» — и всё. Мечеть не касалась к реставрации, мы не имеем права, «культура» всё делала. Вода в подвале стоит каждую весну. Мы насос купили, чтобы откачивать. Мы готовы отдать особняк государству, поскольку накладно его содержать, — говорит заместитель имама городской мечети «Нур» Рамазан Канжегитов.


Маленькой мечети «Нур», на территории которой располагается купеческий дом, действительно, содержать такой особняк не по карману. В зимний период за отопление, которое, по сути, никому не нужно, приходится выкладывать по 100 тысяч тенге в месяц. Отключить тепло тоже нельзя – мороза «жемчужина» не выдержит. Слишком уж она нежная.


Сейчас здание бывшей купеческой усадьбы бесхозно. Несмотря на многочисленные планы по его использованию после реставрации – устроить там музей или медресе, красивейший памятник архитектуры Петропавловска пока так ни под что не приспособили.

Параллельные миры

Первый и второй этажи дома как будто существуют в разных реальностях. На второй этаж ведёт новая деревянная украшенная балюстрадой лестница. Гостей встречают высокие резные двери. Как и были при купце – дубовые, узорчатые, массивные.

Хозяин особняка не скупился на роскошь, когда строил дом для невесты. Радует, что реставраторы сохранили две изразцовые печи, обложенные декоративной иранской плиткой.

Конечно, на ней имеются сколы, но, учитывая возраст кладки, диву даёшься – ни одна плиточка не вышла из строя.


На втором этаже сухо. Нет ни плесени, ни запаха сырости. Из огромных полукруглых окон льется приятный солнечный свет, озаряя высокие потолки с геометрической кладкой. Ещё больший шик придали бы люстры «под старину».

Но, вероятно, на эти цели денег не хватило, и реставраторы обошлись самыми дешёвыми, по виду, китайскими.


Напомним, что дом купца Янгуразова имеет статус памятника республиканского значения на основании приказа Министра культуры и спорта от 30 марта 2015 года № 119 «Об утверждении государственного списка памятников истории и культуры республиканского значения».


По информации заместителя руководителя управления культуры, архивов и документации акимата СКО Досбола Абдриисова, приказом Северо-Казахстанского территориального комитета госимущества и приватизации Республики Казахстан от 3 июня 1998 года № 98 здание-памятник было передано областному филиалу религиозного объединения «Духовное управление мусульман Казахстана». В соответствии с постановлением акимата г. Петропавловска от 22 октября 2017 года данному объединению предоставлено право частной собственности и на земельный участок площадью 0,3831 га.


Как сообщил Д. Абдриисов, реставрационные работы были начаты в 2013 году и закончились в 2016-м. За 2013-2014 годы строители предприятия «Казреставрация» выполнили капитальный ремонт кровли, работы по устройству дренажа, демонтаж старой входной группы. На её месте была возведена новая входная группа на второй этаж, демонтирован пол первого этажа, очищены от старой штукатурки стены первого этажа. В 2015 году были завершены работы по устройству дренажной системы по ул. Горького. В 2016 году проведена реставрация фасадов и внутренних помещений. В преддверии 2017 года все работы были завершены.


Но сразу после сдачи дома, реставрация которого обошлась государству в кругленькую сумму, начали вылезать недоделки: стала протекать крыша, на первом этаже появилась вода, на стенах проступила плесень, окна оказались отремонтированы некачественно.

— В течение первого и второго квартала 2017 года недочёты по ремонтно-реставрационным работам были устранены, — говорит Д. Абдриисов. — Так как здание находится в частной собственности, следить за его состоянием должен собственник. Дом является памятником, мы контролируем, чтобы здание не подвергалось негативному воздействию, не были нарушены архитектурные особенности строения. Если имеются какие-то замечания по реконструкции, от собственника должна исходить инициатива. Если не закончился гарантийный срок, реставраторы обязаны будут устранить недоделки.

Каким образом реставраторы исправили свои «ошибки» год назад, остаётся только догадываться. Красноречивую оценку работе реставраторов даёт сегодняшнее состояние усадьбы. Со времени последнего визита «мастеров» прошло чуть больше года, а первый этаж памятника, также как и фасад, можно восстанавливать заново. Только где взять миллионы и добросовестных строителей?
Член Союза архитекторов Казахстана Александр Листопадний дал профессиональную оценку проведённой реставрации. По его словам, подтоплению первого этажа может способствовать целый комплекс причин.

— Это может быть техногенный фактор, человеческий фактор – качество выполнения работ. Может быть, под зданием проходят инженерные сети, находящиеся в аварийном состоянии, поэтому под ним и стоит вода. Прежде, чем приступать к работам, надо было изучить все возможные причины появления сырости, устранить их, только тогда здание удалось бы спасти, — говорит он.

К сожалению, архитектор не был внутри здания после реставрации. Причина тому, как признаётся он сам, – боязнь разочароваться. Специалисту достаточно было изучить состояние «обёртки», чтобы предвкусить «начинку».

— Для памятника республиканского значения предусмотрена одна из высших категорий охраны. К нему должно быть и соответствующее отношение. Где такое можно увидеть, чтобы на памятнике архитектуры не восстановили изящную лепнину и вазоны на фасаде дома, а заменили их «аппликацией» из пенополиуретана?! Бутафория допустима на сцене театра, но не в архитектуре. Реставраторы схалтурили. Это профанация – нельзя этого делать. Да, сейчас из сертифицированного пенополиуретана делают декоративные элементы. Но, при условии, что он предназначен для уличной отделки. Каково качество этого материала, я не знаю. Поживём – увидим, — говорит Листопадний.
Обзоры новостей смотрите в нашем Instagram

3 комментариев

  • Мира

    Ужас и стыд. Неужели мы не можем беречь то что имеем, европейцы же берегут и делают все чтобы сохранить.

  • Сергей

    Отмыли деньги как всегда ,асфальт такая же тема прав был Черный Джек из фильма Человек с бульвара Капуцинов

  • Наталья Астахова

    Этот дом всегда привлекал мой взгляд в детстве, тогда ходили слухи о приведениях, история этого дома прекрасная, таинственная и ужасная одновременно. Надеюсь власти СКО хватит сил и средств сохранить это культурное наследие!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *