Начав дистанцироваться от прессы, пожалуй, еще раньше, чем от фанатов и друг от друга, Pink Floyd вполне справедливо и адекватно отреагировали на язвительные, циничные, а иной раз откровенно хамские публикации, в которых все, что было сделано без Сида Барретта, критиковалось самым безапелляционным образом. Сказанное годы спустя Дэвидом Гилмором: «Статья Ника Кента на многое открыла нам глаза», скорее, означало лишний повод собраться и, преодолев сложности личного и творческого характера, выдать то, что получилось в итоге. В 1974-м Pink Floyd интенсивно гастролировали, создавая материал для «Wish You Were Here». Помимо привычного контекста, согласно которому обращение к Сиду Барретту означает: «Хотим, чтобы ты был здесь», данная расхожая фраза могла быть заслуженно адресована и корифеям диванной критики в качестве приглашения на сцену и в студию, — в этом случае ее перевод гласит: «Вам бы здесь побывать», отмечает музыкальный обозреватель Петропавловск. news.
«Shine On You Crazy Diamond» определенно заслуживает внимания, так как затрагивает тему личности Сида Барретта, давно и, пожалуй, окончательно потерявшего путеводный свет первозданных Floyd. Однако потенциал идеи не реализован; они описали эту проблему настолько банально, что с равным успехом могли бы спеть о шурине Роджера Уотерса, который схлопотал штраф за неправильную парковку…»
(Бен Эдмундс, «Rolling Stone»)
«С какой стороны ни рассматривай, «Wish You Were Here» со своей гипертрофированной искренностью звучит крайне неубедительно, демонстрируя исключительный недостаток фантазии во всех отношениях…»
(Выдержка из еженедельника «Melody Maker»)
«14-ое ноября 1974-го, и чтобы засвидетельствовать шоу Pink Floyd, на «Уэмбли Арену» отправляются около семи тысяч помывших голову. Все, кроме Дэвида Гилмора, избыток кожного жира которого стал эффектным украшением секущихся кончиков его грязных волос. Кстати, то же относится к локонам Билла. Билл сидит рядом со мной весь концерт. Музыкой он не слишком увлечен — о чем сообщил почти хвастливо.
-Скажу тебе, реально я кайфовал, когда поставил…как его…а, ну да — «Meddle» или «The Dark Side Of The Moon», — бормочет Билл. -Вот эту вот вещь, «Great Gig In The Sky». Валялся между колонками, пытаясь сползти со стереокроссоверов.
Надо же, стереокроссоверы…А это подружка Билла, ее зовут Джифф. По ее мнению, Pink Floyd лучшая группа на свете…
Где-то в 20:20 все четыре «флойда» начинают бродить по сцене. Далеко не эффектный выход.
«Come on you raver, you seer of visions/Come on you painter, you piper, you prophet, and shine», — поет Роджер Уотерс, чей голос в этот момент пестрит то ли брезгливостью, то ли ощущением неловкости за свой тембр — не говоря о том, что кажется несколько плоским. Что текст не слишком хорош — вы сами могли убедиться. Чопорный, надуманный и претенциозный. Песня для Сида Барретта и о Сиде Барретте. Наверное, он заслуживает лучшего…
Первобытные мугоподобные визги — вот и все потуги Райта из всего мощного арсенала клавишных. Примитивно-туповатые бас-стандарты, которыми флегматично манипулирует Уотерс. Тем временем Ник Мейсон долбит один из пары-тройки заезженных ритмов, которые он по обыкновению эксплуатирует, делая упор на том-томы с тарелками, — на фоне бодрых ритмических ударов, которыми Гилмор награждает гитару в «One Of These Days»…
«Gotta Be Crazy» (впоследствии «Dogs» — прим. авт.) — о боже, какой обвинительный акт, клеймящий буржуазную ересь современности! Впрочем, кому, как не Pink Floyd лучше всего дано реквизировать пороки вышеописанного образа жизни. При том, что лично я не знаю другую рок-команду, влачащую столь отчаянное неприкосновенно-буржуазное существование у своих собственных домашних очагов…
The Floyd на самом деле выглядят невероятно уставшими и лишенными истинно творческих идей. В таком случае лучше задействовать все свои пленки, переключить инструменты на дистанционное управление, — и спокойно прогуливаться где-нибудь там, за усилителями. По крайней мере, это было бы честно.
Все же The Floyd могут довольствоваться сложившимся положением. Определенно, они наиболее типичная английская группа. Никто другой не смог бы сформулировать лучше: «Hanging on in quiet desperation is the English way» (Цепляться за жизнь в тихом отчаянии — это так по-английски, — прим. авт.). Только уберите «тихое отчаяние», предложите собственную маленькую уничижительную фразу в качестве поправки — и мы примем все это за милую душу, — благодарю вас, сквайр. Но ничего особо «вселенского» во всем этом нет. Не так ли, ребята?»
(Фрагменты статьи Ника Кента, обозревателя «New Musical Express», ноябрь 1974)
Двадцать лет назад «Wish You Were Here» был включен в список величайших альбомов всех времен. Лучшим прог-альбомом всех времен является «The Dark Side Of The Moon» — согласно версии того же «Rolling Stone»…