В прошлый раз, когда я писал про большие мозаичные панно в Петропавловске, мне казалось, что я сфотографировал все, что есть в нашем городе из этого вечного искусства. Но как же жестоко я ошибался! Очень много интересного, оказывается, осталось за кадром.
В Петропавловске немало классических мозаик — изображений или узоров из цветных натуральных или искусственных камней — смальты, керамических плиток и т.п. Как и в древности где-нибудь в Помпеях, в Древней Греции или термах Рима, они служат для украшения стен или полов. О них-то я и напомнил читателям в прошлых статьях. Как правило, на наших монументальных панно абстрактные изображения и орнаменты.
В этот раз я обнаружил на стене автовокзала не абстракции, а довольно большое панно с интересным сюжетом. Художник – монументалист изобразил на нем историю развития транспорта — от конных упряжек до современных автомобилей. Тут, на большой стене зала ожидания, можно увидеть, как поется в старинном романсе, «пару гнедых, запряженных зарею» и троицу средневековых путешественников, в центре панно — привет из начала 20-го века, а дальше — уже более современные машина и автобус.
Рядом с ними изображена семья, явно живущая при развитом социализме. Вся эта компания машин и людей устремлена в звездное пространство. Ведь эта мозаика была выполнена в конце 60-х годов, когда увлечение космосом и звездами было так велико, что Вселенную ставили к месту и не к месту.
По нынешним временам, актуальнее было бы изображение явления исключительно современного — толпы нелегальных таксистов, кричащих «Асстанаааа, Ооомск, Сергееевкаа!» Ан нет! Скопление водителей, пусть даже и не обладавших такими заунывными голосами, как у нынешних зазывал, тоже ушло в историю лет 50 назад.
Это подтверждается лишь рассказами старожилов да снимками полувековой давности, где автовокзал имеет вполне приятный вид и большой металлический штендер с изображением автомобилей. Кстати, удовольствие проехать на такси по всему городу тогда стоило 1 рубль, затем 2… А с каждым годом стоимость прибавляла в росте.
Говорят, что прежде некоторые работники такси, гнездившиеся у этой наиболее хлебной для них точки города, были полукриминальными элементами: как и везде, именно водители такси ночами приторговывали спиртным, были лучше милиции осведомлены о местах скопления девушек, не обремененных нравственностью. Но на мозаичное панно эти пережитки капитализма и темного прошлого, конечно, не попали… А жаль! Это так украсило бы шедевр монументально- транспортного искусства и придало бы ему еще большей реалистичности.
Но, как ни странно, и в советский период жизни нашей страны на мозаику вполне могла попасть легкая эротика.
Правда, исключительно медицинской направленности. На стене корпуса железнодорожной поликлиники, которую построили в 1976 году, есть 4-хметровое изображение обнаженной девушки.
Девушка довольно хмурая, что, в общем-то, неудивительно: за ней пристально наблюдают два крайне серьезных замаскированных врача (сквозь маски, как ни странно, видны рты и носы врачей). Вообще-то, эскулапов было трое, но поскольку одна из пластин мозаики отвалилась, лица третьего врача мы увидеть не можем.
Эта больничная мозаика потеряла уже около 20 пластин, в основном, в своей нижней части. Сюжет это не нарушило, но, если сохранением мозаики никто не займется, в ближайшие годы мы лишимся уникального панно. Мне даже жаль, что власти города зачастую не понимают истинной ценности таких вещей. А ведь через 2-3 десятилетия они могу стать архитектурно-историческим наследием, какие в иных городах бережно хранят и объявляются памятниками монументального искусства. И тогда – чем черт не шутит! – к нам пойдет косяком турист и понесет деньги в бюджет, о чем неустанно мечтают наши чиновники.
Женская красота не осталась без внимания и на масштабной мозаике, расположенной на отдельной стоящей стене рядом с Петропавловским аэропортом. В одной из центральных его частей легко одетая девушка держит маленький цветок. Видимо, гадает, прилетит ли к ней любимый или аэропорт снова закроют на реконструкцию.
Остальные сюжеты уже сильно пострадавшей от периодических ремонтов мозаики — типичный соцреализм с рабочими, с семьей, воспитывающей новорожденного ребенка почему-то на подступах к аэропорту, и, конечно, с космонавтом — куда же без него! Сколько их пролетало над областью, а также прилетало-улетало отсюда в разное время!
Общее состояние этой бодрой композиции тоже уже сильно далеко от полной сохранности. Его ценность пока иллюзорна, а потому и восстановлением этого объекта монументального искусства прошлого века никто не занимается.
А ведь когда-то рядом с этой мозаичной стеной стояли скамейки для ожидающих. Не всем же толпиться внутри здания аэропорта!
Большая часть мозаик, расположенных на открытом воздухе, с течением времени сильно страдает от нашего сурового климата. Правда, далеко не всегда только от него.
Вот, к примеру, мозаичные пластины, закрепленные на фасаде фитнесс-клуба СКИФ, пострадали от перепланировки. Часть композиции теперь закрыта металлической обшивкой, а в другой части прорезаны вход и въезд в здание. В итоге, от большой картины осталась примерно половина. На ней — изображение юноши и девушки, которые, видимо, направляются в будущее. Впрочем, эту картину я бы достоянием прошлого не назвал, т.к. изначально она была собрана небрежно, кое-где пластины подогнаны друг к другу неплотно, да и сюжет не очень внятный, что в какой-то мере тоже отражает наше тоже не очень внятное время.
Но тем не менее стоит помнить, что кто- то вложил и в это панно немало кропотливого труда и беречь его результат.
Ну и напоследок мозаика из пригорода. У входа на Якорскую птицефабрику есть симпатичная стенка с преобладанием красно-белых пластин. В нее стоит вглядеться. Там тоже довольно- таки интересные сюжеты. На первой части этого своеобразного триптиха четыре женщины подносят мужчине в белой чалме разные вкусности.
Тут зафиксированы и многоженство, и патриархат на одной плите. На другой части не обошлось без обязательных мотивов советского времени: рабочие, труженики села и, конечно, вроде бы мирный атом, но почему-то под грустным солнцем. Намек на радиацию?
Ну а третья часть — четыре девушки (видимо, те самые, что недавно кормили мужчину в чалме) ждут, пока курочка снесет свежее яичко. Под птицей уже лежит (или же падает?) одно яйцо и одно яблоко, которое сначала можно принять за пасхальное яичко красного цвета.
Весь этот натюрморт сверху из красной чаши поливает дама в зеленом платье, а ее близняшка, стоящая напротив, льет что-то зеленое прямо из руки. Ей чаши не досталось. Вот такая странная картина…
Было бы интересно услышать от читателей их мнение о содержании сюжетов описанных выше мозаик. Мы, конечно, будем рады узнать и о других местах, которые не вошли в эти обзоры анонимного соцреалистического искусства. А то некоторые его противники утверждают, что мозаики и другие, по- Хрущёву, архитектурные излишества служили, как нынешние реконструкции разных объектов, исключительно для сокрытия перерасхода материалов и других финансовых нарушений. Врут, наверное?
Зачем такой пренебрежительный тон статьи?
Великая страна оставила после себя очень много, в том числе и эту мозаику.
А что оставит после себя ваша эпоха, кроме разъебанной тротуарной плитки с расколотыми бордюрами, которые вы меняете каждые три года ?